Гастроли знаменитого коллектива авангардного танца Дотмундский балет с огромным успехом проходят в Тель-Авиве, Иерусалиме и в Хайфе. Израильская публика, искушенная в искусстве танца от «Бат-Шевы» до «Большого» аплодирует сегодня идеальной технике и нестандартной хореографии немецкого балета под управлением китайского хореографа.
Сегодня на израильской сцене «Дортмунский балет» представляет две программы из произведений четырех ведущих хореографов современности:
- «Головокружительное упоение точностью» («The Vertiginous Thrill of Exactitude») Уильяма Форсайта – дань поклонения Джорджу Баланчину;
- «Весна священная» балканского хореографа Эдварда Клюга;
- «Paradiso» – «Божественная комедия III: Рай» – заключительная часть танцевальной трилогии художественного руководителя Дортмундского балета Син Пэн Вана по поэме Данте Алигьери на музыку дуэта «48°Nord» – Ульриха Мюллера и Зигрфида Россерта;
- «Кактусы» шведского хореографа Александра Экмана – живая симфония движений, звуков и слов.
Чудо на пуантах
Труппа Дортмундского балета может исполнять и классику, и модерн. Ей подвластны акробатическая техника и виртуозные танцы. Этот, некогда скромный городской театр, именуют «Дортмундским чудом». Автор «чуда» Син Пэн Ван. Танцор и хореограф китайского происхождения руководит Дортмундским балетом с 2003 года. Он большой поклонник боевого искусства кунг-фу и выпускник Академии Пекинского танца, прошедший «шлифовку» в главной кузнице немецких хореографов-модернистов, в знаменитой школе «Фолькванг» в Эссене, внештатный хореограф Национального балета Китая в Пекине, Фестиваля современного танца в Нью-Йорке, Национального балета Нидерландов, Дрезденского балета и Королевского балета Фландрии в Антверпене. И именно он, в равной степени тяготеющий к неоклассическому балету и к «contemporary dance», превратил небольшую труппу в один из ведущих балетных театров Европы. В последние несколько лет с театром сотрудничают не только Александр Экман и Уильям Форсайт, но и Ханс ван Манен, Дуглас Ли, Кристиан Шпук, Эдвард Льянг, Бенжамен Мильпье, Дэмис Вольпи, Иржи Бубеничек. И это – не полный список звездных имен.
В Дортмунде Син Пэн Ван неожиданно для себя обрел то, чего ему так не хватало во всех именитых европейских театрах – полную свободу творчества. Именно свобода самовыражения, немыслимая свобода делать все, что угодно, как сегодня любит повторять главный хореограф театра, и стала залогом «Дортмундского чуда на пуантах», когда малобюджетный провинциальный театр начал диктовать мировую балетную моду. Новая музыка, новые технические средства, новый пластический язык и новая хореография – сегодня труппа может исполнить практически все, связывая традиции и новаторство, соединяя воедино современную компьютерную музыку, танцевальный театр, нео-классику и акробатику.
«Головокружительное упоение точностью»
Балет Уильяма Форсайта «Головокружительное упоение точностью» (The Vertiginous Thrill of Exactitude) – это Девятая симфония Шуберта исполненная в совершенной, элегантной форме неоклассики и истинного танцевального мастерства. Премьера балета состоялась на сцене Франкфуртского театра балета 20 января 1996 года. Изначально этот балет исполнялся в паре с Approximate Sonata, и Уильям Форсайт в подзаголовке определил их как «Два балета в манере позднего 20 века». То, что Форсайт понимает под 20-м веком это прежде всего Баланчин, а вслед за ним и другие великие хореографы, постановки которых уже стали историей. Так что нам предоставляется возможность увидеть балет, в некотором смысле определивший развитие балетного искусства в веке уже 21-м.
Сегодня «Головокружительное упоение точностью» исполняется отдельно, приобретая новый смысл. Действие спектакля разворачивается абсолютно свободно, через ряд соло, дуэтов, трио и групповых номеров. В этом балете акцент сделан на элегантности и на грации исполнителей. Три женщины и двое мужчин, стремительно сменяющих друг друга в вариациях, демонстрируют отточенное мастерство. Многослойную и многозначную музыку «Allegro Vivace» – финала до-мажорной Девятой симфонии Шуберта, Уильям Форсайт дополняет замысловатыми движениями, точно следующими за музыкой.
Балет Форсайта получил высочайшие оценки критиков всего мира за музыкальность, динамичность и блистательное исполнение. В балетных кругах его называют «самым технически сложным за всю историю балета», однако многие исполнители говорят, что испытали в нем «сильнейшее за всю карьеру ощущение свободы». Так что к нам везут не просто блистательный балет с невероятной плотностью и насыщенностью движений, а «исторический» перпетуум-мобиле, повлиявший на искусство балета нашего времени и позволяющий понять революционную и авангардистскую хореографию.
«Paradiso» – «Божественная комедия III: Рай»
«Paradiso» – «Божественная комедия III: Рай» – заключительная часть танцевальной трилогии художественного руководителя Дортмундского балета Син Пэн Вана по поэме Данте Алигьери на музыку дуэта Ульриха Мюллера и Зигфрида Рёссерта, известных как коллектив «48° Nord».
Самое фантастическое путешествие человечества началось в лесу без надежды. Оно привело итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери в мучительные бездны ада и по крутым холмам Горы Очищения перед пылающей стеной пламени чистилища ему открылись врата рая… Своей пластической интерпретацией самой мощной поэмы в мировой литературе Синь Пэн Ван открыл новые грани танцевального искусства нашего времени и еще раз доказал, что Дортмундский балет – это движущая сила в международном танцевальном мире.
«Весна священная»
«Весна священная» Эдварда Клюга, руководителя Словенского национального театра в Мариборе – это мощный энергетический накал, смелые композиционные находки и сценические спецэффекты. Израильский зритель уже знаком с такими балетами Клюга, как «QUATRO и «Radio and Juliet» на музыку Radiohead. Знаковые качества клюговской хореографии превращают балет «Весна священная» в авангардное зрелище, в переосмысленный древний ритуал пробуждения весны, идея о воплощении которого в музыке 110 лет назад пришла Игорю Стравинскому во сне. «Весна священная» Эдварда Клюга – это минимум декораций, центнеры воды и одиннадцать артистов балета. Гениальная партитура Стравинского оказалась идеальной для балета, став неиссякаемым источником поисков хореографов. По выражению французского танцовщика и балетмейстера, театрального и оперного режиссёра, одного из крупнейших хореографов XX века Мориса Бежара «Хореографы, одурманенные музыкой Стравинского, по-прежнему ищут её новые самые разные воплощения в танце. Их привлекают сила, чистая энергия и дикая первозданность музыки Стравинского». На сегодняшний день существует более двухсот различных постановочных версий этого балета. «Весна Священная» была поставлена Мариборской балетной труппой под руководством Клюга в 2012 году – к 100-летию создания Стравинским этой музыки.
«Кактусы»
«Кактусы» шведского хореографа Александра Экмана, обладателя самой высокой награды Нидерландов в области танца – приза «Золотой лебедь» за лучшую танцевальную постановку. Это многослойное произведение, забавно отображающее разнообразные уровни и цели танца. Музыка Бетховена, Гайдна и Шуберта, перемежается с хлопками в ладоши, стуком по дереву и диалогами из-за кулис. Это история без конкретного сюжета, рассказ про неприхотливые кактусы, которые прорастают даже через асфальт. В труппе Дортмундского балета –16 человек, так что этот балет, в котором на сцене также еще и 4 музыканта, в какой-то мере – портрет труппы. Каждого из 16 танцоров Экман поместил на квадратные платформы по полтора квадратных метра, расставив их в шахматном порядке по всей сцене, на которых они вытворяют всё, что придумал хореограф, добавивший к своей выдумке немало иронии и, как уже понятно из описания, удивительную сценографию и «закадровые» реплики.
Линки на видео:
https://www.youtube.com/watch?v=xi-ZX1mXc7Y
https://www.youtube.com/watch?v=eE2gSFQJ_Ow
Текст подготовила Маша Хинич. Пиар-агентство: SofiaNimelsteinPR&Consulting