Мишкан ле-Оманут: шедевры в кибуце

20 сентября в музее  «Мишкан ле-Оманут», который расположен  в израильском кибуце Эйн-Харод откроется выставка «Шедевры». (куратор – Ави Любин).

Ассаф и Моран Гам Ха-Коэн. По следам «Ночного дозора» Рембрандта, видео, 2024 год

Осенью 1921 года группа из 74 молодых еврейских эмигрантов прибыла в Долину Эйн-Харод. Название отсылало к истории о  библейском герое Гидоне, получившем около источника Харод божественный совет, который вдохновил его на победу над мидианитянами и амаликитянами (книга Шофтим). Спасаясь от бедности и антисемитизма Восточной Европы, эта группа надеялась создать идеальное общество.

Предшественником Музея искусств Эйн-Харод был «Уголок искусства», который открыл в январе 1938 года в своем бараке член кибуца художник Хаим Атар, а уже через несколько месяцев этот барак стал называться «Мишкан ле-Оманут» («Обитель искусства») – с целью подчеркнуть важную роль искусства в духовной жизни и воспитании. Роль, которую отвели искусству члены кибуца Эйн-Харод, жившие в очень непростых условиях.

Анна Лукашевски. Эжен Делакруа, «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах» ). Бумага, акрил, 2021, Предоставлено художницей

В 1948 году, в канун праздника Симхат-Тора, в разгар Войны за Независимость, в кибуце Эйн-Харод в Изреэльской долине (Эмек-Изреэль)  произошло невероятное для тех времен и условий событие. В этом пасторальном сегодня месте, недалеко от древних развалин Бейт-Шеана, был открыт первый в стране художественный музей «Мишкан ле-Оманут Эйн-Харод». Тогда, в 1948 году была открыта первая часть постоянного здания музея, спроектированного архитектором Шмуэлем Бикельсом (1909-1975). Этот проект – один из ярких примеров архитектурного модернизма, фокусирующегося исключительно на естественном освещении внутреннего пространства. Здание музея послужило вдохновением для ведущих архитекторов мира, таких как, к примеру, Ренцо Пиано, спроектировавшего Центр Помпиду.

Этому небольшому музею предстояло стать третьим по значимости художественным собранием Израиля, после Иерусалимского и Тель-Авивского музеев, появившихся много позже.  В основе коллекции музея «Мишкан ле-Оманут» – работы лучших художников-евреев, работавших в Европе и США, в том числе художников Парижской школы, самое большое в мире собрание работ еврейских художников – выходцев из Польши, произведения известных израильских художников. Основу коллекции «Мишкан ле-Оманут» составляют произведения еврейских художников, работавших в Европе с конца XIX века и до окончания Второй мировой войны.

Здание музея в кибуце Эйн Харод. Фото:- צילום-ברוך-גיאן. Предоставлено музеем

Выставка «Шедевры» (куратор – Ави Любин) в музее «Мишкан ле-Оманут» формировалась в годы мирового затворничества и культурной изоляции. Сначала – из-за закрытия границ вследствие пандемии коронавируса, позже – на фоне попытки смены власти, многотысячных демонстраций протеста против политики правительства и готовящейся им судебной реформы. А в последние месяцы – из-за продолжающейся уже почти год войны.
На выставке представлено около 300 работ 46 художников и художниц разных поколений израильтян, обратившихся в своих работах к шедеврам западного искусства. Иногда они рассматривают знаковое произведение, почти в точности копируя его, иногда – изменяя художественный стиль, но всегда в рамках иной художественной, социальной или политической реальности и в условиях другого времени, другого места. Все эти произведения объединяет то, что они повторяют композицию оригинала, реконструируя его, однако не в форме дани, а в форме источника вдохновения, цитаты, синтеза или пересказа.

Двир Коэн-Кейдар. Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии», по мотивам Ганса Гольбейна-младшего. Холст, масло, 2019

Название «Шедевры» несколько иронично, поскольку на выставке отсутствуют шедевры классиков живописи, однако несомненно, все представленные на ней картины являются значительными оригинальными произведениями ведущих художников Израиля, и представленная экспозиция дает широкое представление о богатстве и глубине местного искусства.

Сайт выставки на русском языке

О Ольга Черномыс

Журналист, редактор, специалист по коммуникациям. Закончила факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Работала корреспондентом районной и городской газеты в Петербурге. Участвовала в создании и запуске нескольких изданий, работала в издательском доме Independent Media редактором журнала "Домашний очаг". Литературный редактор нескольких изданных книг. После переезда в 2015 году в Израиль продолжила публиковаться в как в Израиле, так и в других странах, работала в отделе коммуникаций мексиканской туристической компании, в пиар-агентстве. Интервьюер, кинообозреватель, автор подкаста "Кино и книги с Ольгой Черномыс". Создатель и проводник локальных версий mind-body тренингов intenSati и Groove Dance. Соиздатель и главный редактор Carmel Magazine.

Проверьте также

Моцарт и Бетховен: два гения в одном концерте

В Хайфе, Иерусалиме и Петах-Тикве с 21 по 26 марта Иерусалимский симфонический оркестр под руководством …