Израильский театр Гешер, основанный больше 30 лет назад репатриантами из России во главе с режиссером Евгением Арье, представил новый сезон 2024-25. Через три года после ухода из жизни основателя и художественного руководителя, пережив пандемию и год тяжелой войны, Гешер остается одним из самых интересных театров Израиля, ищет язык нового времени и приглашает неординарных режиссеров.
Пресс-конференция, посвященной новому сезону, была тоже почти спектаклем — в окружении декораций из постановок Евгения Арье, в присутствии всей труппы, с музыкальными номерами. Руководители театра — директор Лена Крейндлина и драматург Рои Хен рассказывали о планах на сезон, об актерах, новых ролях и важных событиях, происходящих за сценой. Carmel Magazine выбрал несколько самых ожидаемых премьер этого сезона.
Спектакль “Преступление и наказание”
Премьера этого спектакля состоялась в декабре, получила восторженную критику и ознаменовала собой то, что является одной из важных традиций театра Гешер — постановки русской классики. В предыдущие несколько лет зрители видели “Чайку”, “Анну Каренину” , “Онегина”, и теперь настало время нашего всего — Федора Михайловича с его бессмертным “Преступлением и наказанием”. Режиссер Александр Молочников, родом из Петербурга — что немаловажно — игравший в московском МХТ им. Чехова и поставивший в московских театрах несколько музыкальных спектаклей, а также оперу и балет, со смелостью, свойственной тридцатилетним, превратил мрачный и почти беспросветный роман в кабаре. Песни, танцы, гротеск и сольные номера на фоне серых петербургских стен — такого Достоевского еще никто не видел.
Анатолий Белый, который репатриировался чуть меньше трех лет назад, впервые играет (Мармеладова) на иврите, и для театра Гешер это предмет гордости, ведь интеграция российских актеров в ивритоязычный театр — дело сложное и редкое, и ветераны Гешера знают это как никто.
Спектакль “Мамаша Кураж и ее дети”
“Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать…” — говорил Бертольт Брехт, немецкий поэт и драматург. Он начал писать “Мамашу Кураж” в самый канун Второй мировой войны, а закончил осенью 1939 года, когда война уже вовсю шла. В качестве литературной основы Брехт взял повесть участника Тридцатилетней войны (1618-1648), немецкого писателя Гриммельсгаузена “Подробное и удивительное описание обманщицы и бродяжки Кураж”.
Однако из истории авантюристки-маркитантки он создал пьесу в стиле “эпического театра”, с традиционными для него включением слов автора, песнями-зонгами, поясняющими надписями. История странствующей маркитантки и ее детей стала высказыванием о разрушительной силе войны, разрушительной не только для государств, но прежде всего для сердец и умов.
“Когда, как не сейчас говорить об этом?” — сказал Рои Хен, анонсируя новую постановку в Гешере. Режиссером приглашена Сапир Хеллер. Она родилась в Израиле, после окончания школы уехала в Мюнхен, где участвовала в Международном театральном проекте. Там же она закончила Университет музыки и театра, была стипендиаткой Фонда Генриха Белля. Сапир сегодня называют одним из самых востребованных театральных режиссеров Германии. В свои 40 лет она уже поставила множество спектаклей в разных городах, получила национальные премии. И теперь Сапир Хеллер возвращается в Израиль, чтобы поставить на сцене Гешера “Мамашу Кураж и ее дети”.
Auf dem Blog sprechen wir mit Regisseurin Sapir Heller über vererbte Traumata, das große Schweigen in Familien und warum es trotzdem etwas zu lachen geben muss.
📍 Am 13 APRIL ist Premiere von «Der Besuch der alten Dame»
👀Hier lesen: https://t.co/LHBq1uGSpE— Volkstheater (@volkstheater) April 3, 2024
В заглавной роли — Евгения Додина, израильская и международная звезда, гордость русскоязычной алии девяностых. Ее возвращение на сцену Гешера состоялось в прошедшем сезоне, и это был абсолютно триумфальный спектакль “Ричард III”, о котором мы писали подробно.
Спектакль “Души”
Посмотреть эту публикацию в Instagram
История одной души, которая путешествует между временами, тогда как тело живет в Яффо в виде русскоязычного израильтянина Гриши, которого его мама считает выдумщиком. Рои Хен, блестящий драматург и переводчик, написал роман, полный фантазии, иронии, где трагедия перемешана с комедией до такой степени, что уже не разобрать, есть ли между ними разница.
Сложно поверить, что Рои Хен, столько лет проработавший в театре, при написании этого романа ни на секунду не задумывался, как он бы выглядел на сцене. И легко поверить, что он примерял своих героев к актерам и актрисам Гешера. Так или иначе, уже в марте 2025 года Гриша, его мама Марина, обитатели польской деревни, венецианского гетто и других мест и времен — появятся на сцене.
В главных ролях Ариель Бронз и Евгения Додина, а постановщик — Итай Тиран, чье имя запомнили все, поскольку именно он поставил в прошедшем сезоне “Ричарда III”. Который, кстати, в этом году будет показан на фестивале Wiener Festwochen в Вене.
Спектакль “Крум”
Пьесы Ханоха Левина, классика израильской драматургии, идут практически во всех театрах страны. К 25-летию со дня смерти Левина, Гешер представит музыкальный спектакль, который поставит еще один новый репатриант из России Алексей Золотовицкий. Алексей — актер, режиссер, профессиональный музыкант, продолжатель актерской династии — сын актеров Игоря Золотовицкого и Веры Харыбиной.
“Крум” — история аутсайдера, вернувшегося в Израиль из Европы и пытающегося понять, кто он и зачем он, превращается в мюзикл, музыку для которого написал Ави Беньямин — постоянный композитор и музыкальный руководитель театра Гешер с момента его основания.
Так на одной сцене встретятся выдуманные и настоящие репатрианты разных поколений. В ролях — лучшие молодые актеры труппы Тали Осадчи, Никита Гольдман, Полина Пахомова, Нет Рот, а также одна из звезд театра Михаль Вайнберг.
Спектакль “С кем бы побегать”
Еще один израильский классик — Давид Гроссман, будет представлен в этом сезоне спектаклем по знаменитому роману “С кем бы побегать”, который с момента выхода в 2000 году был в списке самых продаваемых в Израиле в течение 10 лет, переведен на многие языки и получил литературную премию “Сапир”. В 2006 году по книге был снят фильм, а затем и сериал.
История о двух подростках, которые бродят по улицам Иерусалима: она пытается спасти брата от наркомафии, он бежит за собакой, которую надо вернуть владельцу. Они неизбежно встречаются и две истории сплетаются в одну. В этом спектакле, который ставит дебютант Идо Кольтон, сыграет Нир Кнаан, воспитанник студии Гешера (он известен по роли Ромео в “Ромео и Джульетте”), и именитые актеры Мики Леон и Идо Моссери.
И еще
Если смотреть на планы театра в целом, бросается в глаза: сезон в Гешере очень женский. Много пространства выделено в нем и женщинам-режиссерам, и женщинам-актрисам.
Так, Рони Бородецки поставит спектакль “Визит дамы” с Эфрат Бен-Цур в главной роли, и эта роль традиционно бенефисная для любой актрисы.
Также в в мае заявлена афиша спектакля на русском языке «Не тот свет» в постановке Авдотьи Смирновой, российского режиссера и драматурга. Пьеса написана в соавторстве с прозаиком Мариной Степновой (“Женщины Лазаря” один из самых известных ее романов), в главной роли — Ксения Раппопорт.
Режиссер Нета Шпигельман, которая известна маленьким зрителям Гешера по спектаклю “Как спит жирафа”, поставит собственную пьесу “Он вяжет, она распускает”, в которой сыграют молодые талантливые актеры Алон Фридман и Тали Осадчи.
А Регина Александровская в сотрудничестве с Симфоническим оркестром Ришон леЦиона покажет свою версию “Онегина”, в которой обещает соединить оперу и поэму.
Фото превью: Дрор Ситакель