Итак, «Трубадур» Верди в Израиле уже 19 июня – премьера в Тель-Авивском оперном театре. Это опера с таким запутанным сюжетом, что просто невозможно пересказать его, ни разу не сбившись. С одной стороны чисто сериал с перепутанными младенцами и любовными треугольниками. А с другой – шекспировские страсти, судьба, возмездие и… «все умерли». Множество побочных сюжетных линий, запомнить которые могут немногие. Даже исследователи не всегда могут ответить на вопросы. Кто кому кем приходится? Почему герой стал трубадуром? За кого он воевал и за что получил чин? Почему цыгане участвуют в войне? Говорят, в одном из ресторанов неподалеку миланского Ла Скала хранится бутылка шампанского для того, кто сможет без запинки правильно пересказать либретто.
«Трубадур»: экстремальные эмоции и виртуозное исполнение
Кроме того, опера чрезвычайно сложна для певцов. Партии главных героев не просто трудны с точки зрения вокала, они требуют экстремальных эмоций, и сочетать это вместе удается немногим. Многие театры мира по этой причине отказываются ставить “Трубадура”. Но уж если берутся, то на главные роли приглашают исполнителей высшего класса. Партиями в “Трубадуре” прославились Каллас, Паваротти, Доминго, Карузо, Тебальди, Нетребко.
Но при этом “Трубадур” остается одной из самых популярных опер в мире. Ее любят за колорит и яркость. Тут тебе и цыгане, и монахи, и солдаты, и высшее общество. Но больше всего, конечно же, привлекает музыка. Верди создал целый мир, в котором нашлось место и свободно льющимся мелодиям, и трагическим хорам, и драматическим ариям. Некоторые из мелодий превратились практически в народные итальянские песни.
Пласидо Доминго: Il Trovatore: Act IV: Scene 2: Ai nostri monti · Plácido Domingo · Fiorenza Cossotto · Zubin Mehta · Giuseppe Verdi · New Philharmonia Orchestra
История “Трубадура”: поэт и сын цыганки
В 1836 году в Мадриде была поставлена пьеса драматурга Гутьерреса. Написаная в духе романтизма, она была полна контрастов, резких поворотов сюжета и исключительных характеров. Сюжет основан на реальных событиях. Действие происходит XV веке в Испании. Два брата, один граф, другой цыганский сын, он же трубадур, то есть поэт-музыкант, влюблены в одну и ту же девушку. Братья, конечно, не догадываются о своем родстве. Они встречаются на дуэли, затем на поле сражения, и после того, как один убивает другого, узнают правду от старой цыганки. Девушка, за которую они борются, жертвует собой, чтобы спасти любимого, но и это не помогает ему выжить.
Верди, увидев спектакль, был восхищен. Он разглядел в этом запутанном сюжете прежде всего тему борьбы за свободу личности, конфликт между свободой и насилием. Он был так увлечен, что написал музыку всего за 29 дней. Автором либретто стал друг Верди – Сальваторе Каммарано. Но во время работы над оперой он внезапно умер. Последние полтора действия дописывал молодой поэт Леоне Бардаре.
Первая постановка состоялась в Риме, в театре “Аполло” 19 января 1853 года. Она сразу же завоевала огромный успех. Красота, мелодичность, богатство музыки Верди, связь с итальянскими напевами, драматизм и выразительность партий главных героев. По выражению музыкального критика Лароша, в этой опере “ярким пламенем горит гений Верди”. С тех пор опера идет на лучших мировых сценах и входит в золотой фонд оперного репертуара. «Трубадур» Верди в Израиле предстанет в одной из самых необычных авангардных трактовок.
Новый взгляд: новая версия
Режиссер-постановщик Даниэле Аббадо несколько раз ставил Верди. Например:
- “Атиллу” в Болонье,
- “Набукко” в Королевской опере в Лондоне,
- “Набукко” в Ла Скала.
В 2017 году Даниэле Аббадо поставил на сцене Венской оперы необычную версию “Трубадура” с Роберто Аланьи и Анной Нетребко в главных ролях.
“Трубадур” Верди, печально известный своей сложностью в постановке. Это серьезный вызов для любого режиссера. Даниэле Аббадо вместе со сценографом Грациано Грегори заслуживают всяческих похвал за свою версию. Сюжет перенесен в годы испанской гражданской войны 20 века. Он приобретает новое свежее звучание, достоверность и логику в рамках знакомой партитуры Верди”. (Из рецензии Moore Parker, The Opera Critic. )
Гражданская война в Испании 1930-х годов. Этот ход как будто собрал сюжет в единое целое. Сделал его более логичным и понятным современному зрителю. Художник Грациано Грегори создал многослойную декорацию, объединенную высокой аркой. Огромные подвижные ставни изменяют сцену. Одновременно они создают дополнительные акустические возможности. Постановка в Вене прошла с большим успехом.
«Трубадур» Верди в Израиле: Джулиано Карелла и Борис Стетка
Именно эта версия “Трубадура” появится этим летом на сцене Израильской оперы. За дирижерским пультом – один из самых востребованных дирижеров современности Джулиано Карелла. Он дирижировал в главных европейских театрах: Баварской, Берлинской, Венской операх, в Токио, Мадриде, Барселоне, Лиссабоне. Джулиано Карелла записал несколько полных опер. Он ведет симфоническую деятельность. Выступал с Пласидо Доминго. Является обладателем музыкальных премий. Год назад израильские меломаны уже видели его на сцене Израильской оперы, где он дирижировал в “Аиде” в постановке греческого режиссера Статиса Ливатиноса.
Второй режиссер нынешнего “Трубадура” Борис Стетка, родом из Хорватии. Это его первое сотрудничество с Израильской оперой. Борис Стетка буквально человек-оркестр. Он изучал режиссуру в школе театра Пикколо и в Ла Скала в Милане. Затем руководил большими театральными труппами и оперными театрами Парижа, Вены, Севильи, Сеула, Пекина, Чикаго… А еще Стетка – известный драматург и автор книг. Кроме того, он владелец ресторана в Калифорнии. Причем ресторан имеет высокие рейтинг и оценку критиков.
Главные роли и исполнители
В премьерных спектаклях “Трубадура” можно увидеть несколько выдающихся певцов:
- в роли Манрико итальянский тенор Леонардо Кайми. Обладатель редкого бархатистого голоса. Один из самых известных теноров своего поколения. Дебютировал в Королевском оперном театре Ковент-Граден в роли Дона Хосе в “Кармен”. Затем были главнвые роли в Лейпцигской опере, в Театре дель Маджо, в Мюнхене, Берлине, Мадриде, Франкфурте… Он работал со многими именитыми режиссерами, в том числе с Дзефирелли, Скапарро, Этторе Скола и другими. В Израильской опере его знают по ролям Радамеса в “Аиде” (2022). Манон в “Манон” (2019). А также Дона Хосе в “Кармен”, которая была показана в 2022 году в парке Яркон.
- в другом составе Манрико поет Виктор Антипенко. Российский тенор, выступающий сегодня на оперных сценах Инсбрука, Токио, Далласа, Москвы, Сан-Пауло и других. В следующем году Антипенко уже приглашен на роль Ленского в Токийскую оперу в постановке Дмитрия Бертмана. А в Израиле он в следующем сезоне будет петь принца в “Русалке” в постановке Стефано Пода.
- в роли Леоноры молодая певица, сопрано из Италии Марта Торбидони. Она известна по главным ролям в Государственном театре в Майнце (Германия). В Нантской опере. В театрах Рима, Пармы, Болоньи, Генуи. Роль Леоноры будет ее дебютом на сцене израильской оперы.
- в другом составе Леонору исполнит Маритина Тампракопулус из Греции. Хорошо известная европейским любителям оперы. В ее репертуаре донна Эльвира в «Дон Жуане». Мими в «Богеме». Джорджетта в «Иль Табарро». Заглавная партия в «Аиде». Выступления в оперных театрах Турина, Мартина Франка, Висбадена, Берлина, Палермо, Праги, Афин и других. Это ее дебют в израильской опере.
В роли графа Ди Луны будут сменять друг друга два баритона, оба родом из Румынии:
- Ионут Паску хорошо знаком израильтянам. Он исполнил уже около 30 ролей в Израильской опере. В его карьере уже более 40 главных ролей в театрах по всему миру. Ионут Паску не только певец, но и опытный дирижер.
- Себастьян Катана учился в США. Дебютировал в Метрополитен опера. Поет в оперных театрах Парижа, Мюнхена, Филадельфии, Штутгарта, Франкфурта, Болоньи, Лиона, Турина, Триеста, Берлина, Вашингтона, Мачераты, Вероны и других. Это его четвертая роль в Израильской опере. После Жермона в “Травиате” (2022). Скарпиа в Тоске (2019). Набукко в “Набукко” (2015), он уже ни один раз выходил на израильскую сцену.
В роли цыганки Азучены:
- меццо-сопрано Вероника Симеони из Италии.
- Шай Блох, выпускница оперной студии “Мейтар” Израильской оперы. В репертуаре Шай уже десяток ролей. Она выступает в оперных театрах Пармы, Равенны, Пьяченцы, Модены. Азучена – ее “коронная” партия. Она уже пела ее в Люблянском театре и в Токийской опере. А израильские зрители запомнили Шай Блох по ролям Судзуки в Мадам Баттерфляй (2022), Никлаус в “Сказках Гофмана” (2022), Мерседес в “Кармен” (опера в парке в 2022) и Ольги в “Евгении Онегине” (2022).
Как всегда, играет в опере Израильский симфонический оркестр Ришон леЦиона. А знаменитые хоры исполняет Хор Израильской оперы (за который мы все так переживали, когда он был распущен во время коронавируса).
*Мы подбираем для вас ссылки на бронирование отелей, авиабилетов и заказ билетов на мероприятия по выгодным ценам, поскольку отслеживаем скидки и спецпредложения. Когда вы переходите по ссылкам и покупаете, мы получаем комиссионные от наших партнеров. Это дает возможность Carmel Magazine работать дальше и находить для вас интересные события по всему миру!
Читайте также: