Сarmel Magazine: культура и искусство без границы

Израиль: театр Гешер ставит спектакль на русском

афиша спектакля "Не смотри назад"

"Не смотри назад" Жан Ануй. Театр Гешер

В декабре в театре Гешер – премьера спектакля «Не смотри назад» по пьесе Жана Ануя “Эвридика”.  Театр непременно уточняет, что пьеса ставится в сценической редакции драматурга театра и блестящего переводчика Рои Хена. А режиссер Александр Баргман намекает на некоторые изменения, в том числе и в финале. Но главная интрига даже не в этом. Впервые за долгие годы спектакль в Гешере пойдет на русском языке.

 

Закажите билеты на спектакль “Не смотри назад” на русском языке

 

Гешер «Не смотри назад»: афиша премьеры

Гешер «Не смотри назад»: Орфей и Эвридика – история на все времена

Древнегреческий миф об Орфее и Эвридике один из самых любимых у художников, музыкантов, поэтов и прочих причастных к искусству. По этому сюжету снято несколько фильмов, написаны картины, пьесы,  как минимум пять опер и симфоническая поэма. А те, кто постарше, помнят и первую советскую рок-оперу Александра Журбина. В ней прославились Ирина Понаровская и Альберт Ассадулин. Что-то есть в этой странной, нежной и безнадежной истории, что заставляет снова и снова возвращаться к ней. Может быть, это переплетение любви к женщине с любовью к музыке? Может быть, история о гениальности и о том, чем приходится платить за нее?

Орфей, согласно легенде, был не просто музыкантом. Его голос и его лира действовали магнетически. Даже дикие животные становились покорными и ложились у ног. И деревья, и камни были очарованы его музыкой. Женой Орфея была трепетная нимфа Эвридика. Однажды Эвридику укусила ядовитая змея и она умерла. Орфей пел о своем горе так, что даже боги разволновались и дали возможность Орфею попасть в царство мертвых. Услышав звуки лиры, бог тьмы Аид разрешил забрать Эвридику. Но с одним условием: до самого выхода из подземного мира Орфей не должен оглядываться на Эвридику. Орфей шел и шел, и в нескольких шагах от выхода не выдержал и обернулся. Эвридика мгновенно была отброшена в царство мертвых, теперь уже навсегда.

В 1941 году французский драматург Жан Ануй написал психологическую драму с элементами мистики. В ней античный сюжет перенесен в современность. Орфей превратился в гениального скрипача, играющего в привокзальном ресторане. А Эвридика стала актрисой провинциального театра. Они встречаются на вокзале и понимают, что предназначены друг для друга. У каждого из них есть непогашенные долги прошлого, страхи и привычные связи. От них почти невозможно оторваться. Эта пьеса считается у Ануя одной из лучших. В ней сильнее всего проявилась главная тема его творчества: столкновение романтических идеалов и жесткой жизни.

Закажите билеты на спектакль “Не смотри назад” на русском языке

Театр Гешер помогает репатриантам

Но для  Гешера этот спектакль станет не просто еще одной постановкой. Это явное и недвусмысленное высказывание. Театр, основанный больше 30 лет назад новыми репатриантами из России , в последние годы был практически не связан с русским языком (кроме неизменных субтитров на русском и английском языках). В труппе сегодня большинство актеров ивритоязычных, и лишь иногда акцент у старожил напоминает о корнях.

Решение сделать постановку на русском  было смелым и даже демонстративным. С одной стороны, после начала войны с Украиной, в Израиль репатриировалось множество талантливых артистов, режиссеров и других людей театрального цеха. Многие из них подавлены и не понимают, как жить дальше, что делать с профессией и прошлым опытом.  И Гешер показывает пример театрального братства, приглашая лучших из них на свою сцену. С другой стороны, тысячи приезжающих в Израиль новых израильтян составляют собой сообщество, которое отчаянно нуждается в поддержке. В том числе и в культурной среде на привычном языке.

Мы хорошо помним, – говорит директор театра Лена Крейндлина, – то, что переживали в первые годы репатриации. Свою растерянность, страх перед новым языком и непонимание, каким будет наше будущее. И сейчас мы ставим этот спектакль на русском, чтобы дать нашим коллегам чувство опоры. Надеемся, что спектакль будет неожиданным, волнующим и понравится публике.

Русский язык: то, что соединяет

Режиссером-постановщиком спектакля стал Александр Баргман – знаменитый петербургский режиссер и актер, создатель «Такого театра», обладатель множества театральных премий, ныне новый репатриант. Он уже знаком театральной публике. Несколько лет назад Александр спектакль «Кнопка» в театре Контекст, а затем «Историю медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» в театре Маленький, которым руководит его однокурсник Михаил Теплицкий. На недавно прошедшем фестивале Jaffa Fest 2022 большой успех имел моноспектакль Александра Баргмана «Душекружение» по рассказам Набокова.

В итоге на сцене встретятся разные поколения русскоязычных репатриантов-актеров. Любимые зрителями Саша Демидов и Лилиан Шели Рут, в недавнем прошлом актер Театра на Таганке Артем Будиков и Анатолий Белый, блиставший на сцене МХТим. Чехова. Роль Эвридики исполнит восходящая звезда Гешера, русско- и ивритоговорящая актриса Лена Фрайфельд.

Гешер «Не смотри назад»: Лена Фрайфельд, исполнительница роли Эвридики, одна из ярких звезд Гешера

Молодые актеры и новые репатрианты Михаил Уманец (из Лаборатории Дмитрия Крымова) и Никита Гольдман-Кох (из независимого театра FULGRO) будут играть рядом с “сабрами” –  юными актерами студии Гешера: Нетой Рот и Ниром Кнааном, которые уже учат русский. Нета Рот, любимица израильских подростков благодаря  сериалу “Пальмахим”. Она многообещающая звезда Гешера, выросшая буквально в его стенах. Ее можно увидеть в спектаклях “Кто со мной” и “Ромео и Джульетта“.

 Гешер «Не смотри назад»: всего несколько месяцев

Сценографию и свет создает для спектакля Глеб Фильштинский, прославленный петербургский художник по свету. Он работал над созданием более 300 спектаклей по всему миру, в том числе в Мариинском и Большом театрах, в Ла Скала, в Метрополитен опере, в Берлинской, Венской, Парижской операх. А музыку пишет израильский композитор и музыкант, музыкальный руководитель  Гешера Ави Беньямин, в прошлом репатриант из Эстонии, один из немногих в мире виртуозов игры на терменвоксе.

Первые же публикации о премьере привели к тому, что почти все билеты на “русские” показы были проданы. Спектакль на русском будет идти всего несколько месяцев. Потом появится в афише на иврите. И эти несколько месяцев дают шанс репатриантам стать частью израильской культурной жизни, зрителям – познакомиться с приехавшими. Ну а Гешеру продемонстрировать, что кровь не водица, а корни ничуть не пересохли и по-прежнему питают этот живой творческий организм.

 

Закажите билеты на спектакль “Не смотри назад” на русском языке

 

*Переходя на ссылки бронирования с нашего сайта, вы поддерживаете нас, а значит, мы найдем еще множество самых интересных событий в мире и подробно расскажем о них. Заглядывайте почаще на Carmel Magazine, дайджест лучших концертов, премьер, фестивалей в разных странах.

Подпишитесь на наш телеграм-канал

Мы написали для вас о других спектаклях. Читайте ниже: 

«Анна Каренина» в театре Гешер: драма в эпоху Войны и Мира

https://www.carmelmagazine.info/all-events/anatoly-belyi-v-teatre-gesher.html

https://www.carmelmagazine.info/theatre/drama/розенкранц-и-гильденстерн-мертвы-в-ге.html

«Чайка» в театре Гешер : декаданс в четырех действиях и сценах секса

(R)evolution: Смех сквозь слезы или руководство по выживанию в 21 веке

 

 

 

Exit mobile version