7 декабря очередной сезон в миланском театре Ла Скала открылся знаковой премьерой оперы «Борис Годунов». Титульную партию исполнил мировая оперная суперзвезда Ильдар Абдразаков. Он рассказал Ольге Черномыс о театре, о прочтении знаменитого произведения Мусоргского и о собственном отношении к Годунову. Специально для Carmel Magazine.
Имя Ильдара Абдразакова неизменно называют в пятерке лучших басов современности. Его мощный красивый голос сочетается с актерским мастерством и сценическим обаянием, так что любой театр счастлив видеть его на своей сцене. Вот неполный список театров, в которых он поет:
- Метрополитен-опера,
- Театр Ла Скала,
- Парижская опера
- Венская опера,
- Королевский театр Ковент-Гарден,
- Большой театр
- Мариинский театр,
- Баварская государственная опера
- опера Лос Анджелеса
Ильдару Абдразакову 46 лет, он родился и вырос в Уфе, в артистической семье. Совсем молодым, будучи студентом первого курса Уфимского Государственного Института Искусств, он стал солистом Башкирского Театра Оперы и Балета.
В 1999 году он выиграл гран-при на Международном конкурсе Елены Образцовой. А через год получил гран-при на конкурсе Nuove voci per Verdi имени Марии Каллас. С этого момента его мировая карьера резко пошла вверх. В 2001 году, в 24 года он уже пел Родольфо в опере Беллини “Сомнамбула” на сцене Ла Скала.
Помимо участия в постановках, Абдразаков знаменит и концертными выступлениями, и записями. В 2011 году он получил премию Grammy за лучшую классическую запись и лучшую хоровую запись “Реквиема” Верди. Он записал их вместе с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Риккардо Мути.
Роман с Ла Скала
– Вы пели на всех практически значимых оперных сценах мира. Что для вас значит Ла Скала, связана ли она с особенными воспоминаниями и впечатлениями? Почему именно здесь проходят ваши сольные концерты?
– Ла Скала был первым крупным европейским театром, который пригласил меня выступить. И в 2001 году я, совсем ещё молодой, 25-летний башкирский паренёк вышел на эту легендарную сцену. Это было невероятно и те чувства навсегда со мной. С тех пор на этой сцене я пел уже 90 раз, 6 раз выступал на открытии театрального сезона Ла Скала и дал там 4 сольных концерта. Мог ли я 20 лет назад предположить, что все так сложится? Конечно нет. Даже мечтать об этом не мог.
Ильдар Абдразаков, опера “Макбет”, театр Ла Скала, сезон 2021-22
– Как вы думаете, почему именно сейчас Ла Скала ставит «Бориса Годунова»? Есть ли в этом некий вызов, или это попытка понять историю, или что-то еще?
– Эта премьера была задумана несколько лет назад. Мы с Риккардо Шайи обсуждали, что интересного можно было бы сделать вместе, и я предложил ему “Бориса”, ведь это одна из величайших опер, написанных для низкого голоса. Идею одобрили, но тогда руководство Ла Скала не планировало давать этот спектакль на открытии сезона — это была одна из премьер в течение сезона. Около полутора лет назад театр объявил, что «Борис Годунов» будет открывать новый сезон Ла Скала, и я невероятно рад, что они, несмотря ни на что, не изменили своих планов, что спектакль состоялся и состоялся с грандиозным успехом!
От Пушкина к Шекспиру
– Насколько постановка в Ла Скала отличается от версии Иво ван Хове в Парижской опере, где вы впервые исполнили роль Бориса в 2018?
– Обе постановки не классические, но совершенно разные. У каждого из режиссеров был свой взгляд на главного героя, на сюжет. Каспер не дословно и пошагово переносил на сцену все, что Мусоргский прописал партитуре, а предложил сравнить драму Бориса Годунова с драмой героев Шекспира. Он провел своеобразную параллель между Пушкиным и Шекспиром, между Борисом и Макбетом или Ричардом III.
Ильдар Абдразаков, опера “Борис Годунов”, Парижская национальная опера, 2018 год
– Работали ли вы раньше с режиссером Каспером Холтеном? Чем вам интересен этот режиссер, что в его концепции вам нравится, а с чем вы не согласны?
– С Каспером в Ла Скала мы работали впервые, и это был интересный опыт. С каждым режиссером можно найти точки соприкосновения, ту краску, которую вы оба видите в герое, но так как это не классическая постановка, мне необходимо было подстраивать образ под те условия, которые создал режиссер. Под ту обстановку, в которую он решил поместить героев и следовательно артистов. Скажем, в спектакле нет трона, корона на царе появляется только в первом отделении и так далее. На протяжении всего действия Бориса Годунова преследует видение – тень, которую видит только он. С одной стороны в таких условиях сложнее, но именно это и интересно – ведь ты можешь иначе раскрыться и показать себя и своего героя с новой, возможно неожиданной стороны.
Злодей и жертва
– Ваш Борис в нынешней постановке больше злодей или жертва? В чем вы видите его главную трагедию?
– Образ Бориса довольно четко прописан у Мусоргского в партитуре, и он меняется по ходу оперы. Если в начале он грозный, величественный русский царь, то в финале это уже раскаявшийся, сердечный человек, переживающий свою собственную драму. И я стараюсь показать все грани этого сложного образа, помочь публике прочувствовать драму героя, сделать так, чтобы он вызывал сочувствие и слезы в финале. И тут важно, чтобы тебя тоже не захлестнули эмоции.
– Есть ли люди, чьего мнения после премьеры вы ждете больше всего? Кто они и почему их оценка для вас важна?
– Конечно, это мои родные и близкие. Моя супруга (актриса, телеведущая Марика Гвилава – прим.ред.) присутствует почти на каждом моем выступлении и всегда дает свою рецензию после. И еще я очень дорожу мнением моего первого педагога Миляуши Галеевны Муртазиной. Она живет в Уфе, но всегда следит за моими выступлениями, находит возможность послушать, волнуется. А после мы обязательно созваниваемся и можем подолгу говорить о том, что получилось, а над чем стоило бы поработать. Ее советы я до сих пор очень ценю, и они мне очень помогают.
– Бывали ли вы в Израиле, знакомы ли с Израильской оперой, есть ли планы или переговоры насчет гастролей или участия в постановках?
– Пока совместных планов с Израильской оперой у меня нет, но я открыт к любым предложениям, и если будет что-то интересное, с удовольствием подумаю об этом.
Читайте также о премьере оперы «Борис Годунов» в театре Ла Скала и статьи о других оперных постановках: