Рок-поп сюрреалистическая драма, где играют куклы и люди. Где 10-летняя девочка оживает в во взрослой женщине. Героиня снова и снова переживает драму своей жизни и отношений с родителями через свое тело и сексуальность. Части тела и крик души, зашкаливающие эмоции и завораживающий изобразительный ряд. Пересказать 26-минутный анимационный фильм Дарьи Кащеевой «Электра» невозможно. Его надо видеть, его надо прожить эмоционально вместе с героиней и автором. На мировой премьере в Каннах автор пообещала зрителям «американские горки в подсознание». И это случилось.
Режиссер российского происхождения, студентка чешской школы анимации «FAMU» Дарья Кащеева создала на экране тот магический портал, сквозь который мы на бешеной скорости переносимся в самые глубины подсознательного, в забытые воспоминания и болезненные переживания героини и каждого из нас…
ELECTRA official trailer from Daria Kashcheeva on Vimeo.
КАННЫ: премия поцелованным Богом
Каждый год в Театре Бунюэля в Каннах демонстрируют 16 короткометражных и полнометражных фильмов выпускников и студентов международных киношкол. Начинающим режиссерам вручают премию La Cinef «Кино будущего».
Мировая премьера в рамках этого конкурса открывает одаренным, молодым людям дверь в большую индустрию. Так произошло с Джессикой Хауснер, Эммануэлем Берко, Надавом Лапидом и многими другими.
Фильм Дарьи Кащеевой «Электра» на Каннском фестивале ждали. О нем говорили заранее. Автор за четыре года до нынешних Канн, уже вошла в историю анимации, впервые применив прием съёмки «камеры с рук» в своем кукольном анимационном фильме «Дочь». Она была награждена за этот проект «студенческим Оскаром». «Дочь», кстати, была ее дипломной работой на степень бакалавра, и, помимо Оскара, завоевала главный приз на самом престижном фестивале анимационных фильмов во Франции, в Анси.
Трейлер фильма Дарьи Кащеевой «Дочь»
Daughter (official trailer) from Daria Kashcheeva on Vimeo.
Несмотря на то, что «Электра» не взяла в Каннах награды, фильм заметили. Он получил массу восторженных отзывов, зажил своей жизнью, и отправится в Анси так же как и предыдущий шедевр Кащеевой. Впрочем, все ее фильмы, начиная со студенческих этюдов неожиданны, необычны и во всех неуловимая свобода самовыражения художника, «поцелованного Богом», для которого нет границ в творчестве.
Посмотрите работу Дарьи Кащеевой на втором курсе FAMU
V popelnici/ In a dumpster (FAMU 2nd year exercise) from Daria Kashcheeva on Vimeo.
Из Генсинки в анимацию
Родом из Таджикистана, Дарья Кащеева выросла в России. Училась в Московском институте имени Гнесиных. Затем работала звукорежиссером в театре. В Чехию вместе с мужем она переехала в 2014 году.
«Политическая ситуация того времени была одной из причин нашего отъезда,» – рассказала она одному из чешских изданий.
Анимацию и рисунок Дарья начала изучать в Чехии. До этого никогда не рисовала. Сегодня она заканчивает магистратуру FAMU с дипломной работой «Электра». Дарья свободно говорит по-чешски и в Праге чувствует себя как дома. После студенческого «Оскара», получила вид на жительство в Чехии, а вслед за этим и чешское гражданство.
Вторжение России в Украину началось, когда «Электра» находилась на стадии пре-продакшена. «Две недели я вообще не могла работать,- говорит Дарья. – Но именно работа помогла мне пережить худшее время».
PF2017 from Daria Kashcheeva on Vimeo.
«Комплекс Электры»: образ и форма
«С намеками на Сванкмейкера, Борхеса и немного на Бунюэля Электра представляет собой визуально и концептуально, человека, заряженного электроэнергией, который исследует воспоминания, конфликт поколений, идентичность, психическое здоровье, физическое насилие и дремлющие желания и страхи». (Художественный руководитель фестиваля анимации в Оттаве Крис Робинсон www.awn.com)
Главная героиня Электра, как написано в кратком синопсисе, переосмысливает свой 10-й день рождения. Воспоминания и тайные мечты оживают в фантастическом окружении. Это мир выдуманных персонажей и гиперболизированных предметов: огромные куклы Барби, пластиковые части тела, ядовито-красные ягоды клубники, вызывающие зубовный скрежет, стоматологические инструменты. Чем глубже героиня погружается в свои детские воспоминания, тем сильнее ее бунт против матери. Электра проходит через самые болезненные ощущения, чтобы дать выход своим подавленным чувствам в отношениях с матерью, с отцом, с мужчинами, с самой собой. Как и в греческом мифе, она выживет, если преодолеет «комплекс Электры».
Электры среди нас
«Комплекс Электры». На проект Дарью Кащееву вдохновили психоанализ и психотерапия. В ее фильме повторы и возвращения к событию, как во время терапевтических сеансов, где пациент «вращается» вокруг воспоминаний. Во время этого перехода из прошлого в настоящее все меняется, образы и воспоминания. Один и тот же человек принимает разные черты. Так отец может быть добрым, потом жестоким. Мать иногда любвеобильна, через некоторое время становится агрессивной и обвиняет Электру в уходе отца.
«Комплекс Электры» связан с коллективным бессознательным. Самооценка женщины определяется тем, как она относится к своему отцу, – поясняет режиссер.- В современном мире распадается каждый второй брак. Причина комплекса в том, что дочери часто не видят примера нормальной семьи и здоровых партнерских отношений. Среди нас много Электр, у которых сложные отношения с матерью и болезненная привязанность к отцу».
Тело человеческое, тело кукольное, тело актерское
Пересказ содержания не может передать все смыслы, вложенные автором в каждый кадр и динамическое действие, которое мы наблюдаем на экране.
«Я начала с образа и с формы, – говорит Дарья. – Мне было интересно работать с человеческим телом в анимации».
Анимируя человеческое тело, в качестве основной техники Дарья выбрала технику пикселизации, где вместо кукол используют актера. Технически это происходит так: актер позирует для кадра, а затем меняет позу и позирует для следующего. В отличие от живого фильма, покадровая пикселизация снимается фотокамерой. Воспроизведение тысяч фотографий создает на экране иллюзию движения.
«Креслом для пыток» называли на съемках специальное кресло для актрисы, в котором она часами позировала на камеру, пока работали с ее телом и взглядом. Кресло фиксировало ее голову и тело, которые должны были быть полностью неподвижными.
Актеры в «Электре» подобны марионеткам с живым телом. Барби это маска. Когда Электра «надевает» ее, она становится куклой с пластиковым телом. Электру играют несколько актрис. Взрослую Электру играла Зузана Часткова, а десятилетнюю Мари Вернер. Сложность съёмки заключалась в совмещении техник актерского кино, кукольного фильма и анимации. Автор стремилась к тому, чтобы зритель идентифицировал себя с главной героиней и ее чувствами на физическом уровне.
Электра и десятый День рождения
Итак, мы на Дне рождения Электры. В начале фильма это классная вечеринка. Но искусственный мир начинает разваливаться. Исчезает символичная стена, за которой скрывается настоящее. Рушится фасад, отваливается плитка.
Здесь и античная мифология с присущей ей театральностью. Актеры, декорации, статичные кадры. И как в античном театре хор. Но хор необычный. Это барби в человеческий рост. Они окружают Электру. Они озвучивают мысли героини. Электра ищет способ восприятия своего тела и своей сексуальности по мере взросления. Манекены или куклы в фильме Кащеевой становятся символом защиты от настоящих переживаний и чувств. Электра погружается в искусственный мир, она разрушает себя, превращаясь в манекен. Мы вместе с героиней возвращаемся и возвращаемся в один и тот же день. И каждый раз он разный. И каждый раз мы задаемся вопросом: «Что на самом деле произошло в этот десятый день рождения?»
Посмотреть студенческие работы Дарьи Кащеевой можно ЗДЕСЬ.
Материалы о работе над фильмом «Электра» ЗДЕСЬ
Фестиваль в Каннах: война и мир на красной лестнице и на экране