В галерее «Ротшильд» в Тель-Авиве открылась первая персональная выставка израильского художника Сэма Рахамина «Следуя за светом».
На оси «Израиль-Париж»
Уже несколько лет, начиная с 2014 года, Сэм Рахамин живет на оси Израиль – Париж. Там, в городе огней и света, в Лувре, он копирует работы старых мастеров, пытаясь перенять их технику, проникнуть в тайны классической живописи.
Родившийся в Иерусалиме в 1986 году в семье выходцев из США, выросший среди красивейших пейзажей Моцы-Илит, он начал рисовать в 3 года. Отслужив в армии, в подразделении «Эгоз», учился в мастерской живописи и рисунка Исраэля Хершберга и на курсах скульптуры в Музее Израиля в Иерусалиме.
Сэм Рахамин успел получить несколько международных премий, поучаствовать в групповых выставках, его работы уже приобрели известные коллекционеры в Великобритании, США, Франции и Израиле, а он же все еще ищет свет.
Свет старых мастеров
Творческая и образовательная программа парижского Лувра дает возможность каждому художнику, будь он профессионал, любитель или самоучка, прийти в музей, поставить мольберт и бесплатно скопировать любую картину. Но для этого надо получить особые разрешения, которые Лувр выдает всего 250 в год. Разрешение действует в течение трех месяцев и основано на нескольких условиях, выполнение которых должно защитить мир искусства от подделок.
- Каждая копия заверяется печатью.
- Она должна быть написана на холсте иного, чем оригинал размера.
- Подпись автора копировать нельзя.
За долгие годы существования такой традиции тысячи художников побывали в стенах Лувра, копируя выставленные в его залах произведения. Среди них были Марк Шагал, Пабло Пикассо, Хаим Сутин, Сальвадор Дали. Для сотен профессионалов и любителей подобная практика позволяет узнать секреты работы с цветом, техникой и композицией. Один из таких художников Сэм Рахамин.
Смысл света и способность видеть
Название выставки «Следуя за светом» несет двойной смысл. Сэм пытается уловить и передать на своих полотнах свет, исходящий от солнца в прямом, физическом смысле этого понятия, свет, который столь различен в Израиле, Франции и Италии там, где он подолгу бывает, занимаясь живописью.
Эти занятия живописью «освещают» его жизненный путь, придают ему внутренние, духовные силы. Художник сравнивает важность света в живописи с умением слушать музыку. Без способности прислушиваться нет смысла в звуках и шумах. И, следуя этой его ассоциации, живопись не имеет смысла без света, без способности видеть разный свет.
Часть его реалистичных картин посвящены повседневности, тому, что называется жанровой живописью, такие, к примеру, как «Чай у кромки бассейна».
Та ситуация, на которую Сэм случайно обратил внимание во время урока рисования, когда он преподавал на юге Франции.
Контраст между прямыми солнечными лучами и темной глубиной бассейна и темным же окрестным пейзажем вынудил его буквально замереть и зафиксировать эту сценку, этот момент с первой взгляда – premier coup. Позже, в своей студии, он написал большую картину этой же сцены. На выставке в «Ротшильд» представлены оба формата.
А вот картина «Передозировка Иокасты» – современная вариация мифологического рассказа об Иокасте, матери Эдипа. Работа о трагедии, вопросах и решениях.
Рисование как медитация
Натюрморты портреты, пейзажи, рисунки. На выставке будет всё, что умеет делать Сэм Рахамин, начавший заниматься скульптурой и искусством с юных лет. После армии он был принят в Академию искусств и дизайна «Бецалель» в Иерусалиме, но не стал там учиться, поскольку искал более подходящие для себя формы обучения, а позже и сам стал преподавать как детям на различных платформах, так и взрослым в организации Яд ле-Баним.
В 2017 году Сэм Рахамин уже в Париже придумал обучающую программу, семинаров, экскурсий и уроков рисования, чтобы сделать мир искусства более доступным для художников и любителей искусства.
Часть этих семинаров и мастер-классов были организованы им, чтобы помочь в преодолении французских бюрократических препятствий, стоящих перед художниками, которые хотят изучать живопись традиционным методом, то есть копируя шедевры старых мастеров. Сам Сэм проводит семинары и экскурсии не только в Лувре, но и в других музеях, где учился сам, а теперь учит других говорить на языке живописи, рисуя эскизы и копии.
«Я – трудоголик, – говорит Сэм Рахамин. – Я посвящаю всего себя своей профессии, кроме того, я чувствую, что рисование для меня – это и добровольное принуждение, и почти что животная потребность. Я схожу с ума, если я не рисую. Моя медитация – это раздумья о картинах старых мастеров. У меня есть глаза и руки, а природа настолько богата, настолько резонирует со мной, что я чувствую себя обязанным попытаться скопировать или представить всё это, создавая на картинах свою собственную среду. Творчество – это наш ответный подарок создателю. Благодаря моему ментору-наставнику и друг, художнику Исраэлю Хершбергу я научился не заботиться о том, чтобы закончить картину, а о том, чтобы наполнить ее. Финальный мазок – это как поцелуй смерти для картины. Когда я начинаю рисовать, то вкладываю в полотно массу энергии, к концу я замедляю темп, а когда начинаю слишком много возиться, то понимаю, что нужно остановиться и даже стереть последние слои и исправления. И когда я чувствую, что больше мне нечего делать с этой картиной, значит, она завершена».
В его студии есть все материалы и для рисунков, и для акварелей, и для живописи маслом. Его любимые краски лимонных, желтых, оранжевых, фиолетовых, малиновых, синих и изумрудных тонов. Он часто экспериментирует с новыми типами материалов, инструментов и поверхностей, от тонкого хлопка до кожи и гипсокартона. Но в том, что касается красок, выбирает краски разных компаний, в основном компании Майкла Хардинга, изготавленные вручную, по старинным технологиям, восходящем к старым мастерам, краски естественно яркие и долговечные.
Сэм Рахамин. «Следуя за светом»
Галерея «Ротшильд» открыта с понедельника по четверг с 11:00 до 18:30, по пятницам – с 11:00 до 14:00. Адрес галереи: Тель-Авив, улица Иегуда ха-Леви, 48. Телефон для справок: 052-8729490: Инстаграм Фейсбук