Сarmel Magazine: культура и искусство без границы

«Бал-маскарад» в Тель-Авиве. Опера Верди о любви, как политический триллер

Запретная любовь, дворцовые интриги, убийство…оперные страсти в мире большой политики и гениальная музыка Джузеппе Верди. С 7 по 22 февраля 2019 года в Оперном театре в Тель-Авиве двадцать третья опера Джузеппе Верди «Бал-маскарад».

Сцена из спектакля «Бал-маскарад». Фото: Йоси Цвекер. Предоставлено пресс-службой израильской оперы.

Смерть от руки друга

В этой опере есть все, что соответсвует жанру: захватывающий сюжет, богатство и выразительность вокальных партий, великолепные оркестровки. «Бал-маскарад» – «самая мелодраматическая из мелодрам» на фоне политического триллера. Пав жертвой роковой ошибки, Король погибает от руки друга. 

Ни одна из опер Верди не подвергалась такой цензуре, как «Бал-маскарад». Авторам даже пришлось изменить сюжет, чтобы спасти оперу. В истории музыкального театра, пожалуй, не найдется другого шедевра, имеющего два состава главных героев, к тому же столь далеких друг от друга: шведских аристократов в одном случае и американских чиновников – в другом.


«Месть» Верди и жертва цензуры

В 1857 году в поисках либретто для новой оперы Верди обратился к пьесе французского драматурга Эжена Скриба (1791-1861) «Густав III Шведский». Пьеса в то время шла в Риме на театральной сцене. В ее основу был положен подлинно исторический факт, который трактовался в романтическом духе.

В 1772 году, на бале-маскараде король Густав III Шведский был убит начальником гвардии графом Анкарстремом.

В 1832 году в Париже была поставлена пятиактная опера Даниэля Обера «Густав III, или Бал-маскарад», либретто для которой написал сам драматург. Однако оно не отвечало замыслам Верди, который хотел создать актуальный спектакль. Верди предложил венецианскому адвокату и литератору, автору ряда драматических произведений Антонио Сомма (1810-1863), написать новое либретто по драме Скриба.

14 января 1858 года Верди приехал в Неаполь с готовой оперой, названной им «Месть в домино», чтобы передать ее для постановки в неаполитанский театр Сан-Карло. В этот время Париже политический эмигрант итальянец Феличе Орсини совершил покушение на Наполеона III.

Это вызвало новый взрыв реакции в Италии. Либреттисту и композитору и раньше приходилось обходить многочисленные «рогатки» цензуры, теперь же опера была категорически запрещена. Новый вариант либретто написал заново один из служащих полицейского цензурного управления!

Дирекция театра, желая заставить композитора примириться с навязанным ему либретто, попыталась подвергнуть его аресту, пока он не переделает оперу или не уплатит неустойку. В ответ Верди подал в суд. Когда об этом узнали неаполитанцы, в городе вспыхнуло такое возмущение, что король Фердинанд II повелел прекратить дело и разрешить композитору выезд из Неаполя. Однако оперу все же пришлось переписывать.

Сцена из спектакля «Бал-маскарад». Фото: Йоси Цвекер. Предоставлено пресс-службой Израильской Оперы.

От шведских аристократов к американским чиновникам

Премьера «Бала-маскарада» состоялась 17 февраля 1859 года в римском театре «Аполло». Успех благодаря замечательным достоинствам музыки Верди был огромный.

Итак, действие было перенесено из Швеции в Северную Америку, король Густав стал английским губернатором Бостона графом Ричардом Варвиком, его убийца граф Анкарстрем превратился в секретаря Ренато. На первый план выступила личная драма героев. Сомма не счел возможным подписаться под либретто, искаженным подобным образом.

Вместо фамилии либреттиста оперы «Бал-маскарад», как она стала теперь называться, ставились буквы NN.

Позднее окончательную доработку либретто под руководством композитора осуществил Франческо Пиаве (1810-1876).

Ныне при постановках действие оперы часто переносится в Италию начала XVII века, либо в Швецию XVIII века, либо в наше время, в некую усредненную страну – интриги есть везде и всегда. Всегда и везде действие построено на контрастах – мрачные сцены сменяются радостными, драматическая развязка происходит на фоне бала. А уж по яркости, мелодическому богатству, выразительности оркестровых красок, драматизму, психологической правде эта опера принадлежит к вершинам творчества Верди.

Сцена из спектакля «Бал-Маскарад». Фото: Йоси Цвекер. Предоставлено пресс-службой Израильской Оперы.

Любовь и смерть тирана

Израильская опера вновь пригласила для этой постановки одного из ведущих современных оперных режиссеров Михала Знанецки, ставившего «Бал-маскарад» в Тель-Авиве в 2014 году, а еще раньше – «Эрнани» Верди. Меломаны помнят его и по постановкам на Массаде – «Травиаты» Верди и сценической кантаты «Кармина Бурана» Карла Орфа. А если учесть, что дирижирует этой постановкой сам маэстро Даниэль Орен – один из главных знатоков творчества Верди, то стоит ожидать еще одного оперного чуда нынешнего сезона. Напомним также, что в 2015 году Орен и Знанецки вместе ставили в Израильской опере «Трубадура».

Михал Знанецки в своей новой постановке акцентирует внимание на политических аспектах отношений между правителем и его окружением, основываясь на критических взглядах Верди на общество, отразившихся во многих его операх.

Рикардо в этом спектакле – не романтический влюбленный, а тиран, жестокий правитель, занятый прославлением своего имени и укреплением власти.

Его жестокость и приводит в результате к заговору против него. Ренато, который в начале оперы предстает верным его помощником, претерпевает метаморфозу в течение действия, когда правда постепенно раскрывается перед ним и приходит понимание того, что он подчиняется злу.

Ренато решает служить своему народу, и это приводит к убийству Рикардо. Таков замкнутый круг неизбывного зла власти.

Сценография этой постановки основана на мрачной эстетике тоталитаризма – главенство красного цвета напоминает о коммунистических режимах ХХ века.

«Главный вопрос в этой опере, – говорит Знанецки, – почему все хотят убить Рикардо, этого любвеобильного властителя? Я думаю, причина в том, что Рикардо – тиран, окруживший себя шпионами и соглядатаями, чтобы упрочить свою власть. Я не верю, что Рикардо действительно способен любить, он пытается дистанцироваться от своей любви к Амелии не потому, что знает, что эта любовь запретная, а потому что влюблен в самого себя, в свою силу, в свою тиранию. Поэтому финал оперы символизирует народную революцию и падение тирании».

Сцена из спектакля «Бал-Маскарад». Фото: Йоси Цвекер. Предоставлено пресс-центром Израильской Оперы.

Маэстро Даниэль Орен

Знаменитый маэстро Даниэль Орен, дирижер-лауреат Израильской оперы, – всемирно известный специалист по итальянской музыке. Он является также художественным руководителем оперы в Салерно, в Италии.

Орен родился в Израиле. Его международная дирижерская карьера началась в 1975 году, когда он завоевал первую премию на конкурсе Герберта фон Караяна.

Сегодня он дирижирует в ведущих оперных театрах мира, среди которых лондонский «Ковент-Гарден», «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке, «Арена ди Верона» в Италии, Венская опера, а также в оперных театрах Парижа, Рима, Триеста, Неаполя, Генуи, Флоренции, Пармы, Турина, Венеции, Буэнос-Айреса, Сан-Франциско, Вашингтона…

Любовь к опере привил Даниэлю Орену великий американский дирижер и композитор Леонард Бернстайн, который в 1968 году выбрал его, тогда тринадцатилетнего мальчика, для сольной партии в своих «Чичестерских псалмах», исполнявшихся впервые в нашей стране в честь открытия Израильского телевидения.

Хотя Даниэль Орен прославился, в первую очередь как оперный дирижер, его музыкальная деятельность не ограничивается лишь этим музыкальным жанром. Он часто исполняет и симфоническую музыку, выступая с такими оркестрами, как «Академия Санта-Чечилия» в Риме, Израильский филармонический, Берлинский филармонический, оркестры Мюнхенского радио, фестиваля «Маджио музикале» («Музыкальный май») во Флоренции, симфонические коллективы Кельна, Штутгарта, Франкфурта, Берлина, а также многие другие.

Постановщик Михал Знанецки – один из ведущих современных оперных режиссеров, специализируется на оперных постановках под открытым небом. Этот режиссер, драматург и сценограф, основатель «Festival Opera Tigre» в Аргентине, родился в Варшаве. Сразу после школы поступил на факультет театроведения в варшавской Высшей театральной школе, однако его мечтой была режиссура, поэтому в 1989 году он решил уехать в Италию, где творил его артистический кумир Джорджо Стрелер.

Режиссер Михал Знанецкий

Вначале Знанецкий стал слушателем на курсах культуроведения в Болонском университете у Умберто Эко и лишь затем приступил к изучению режиссуры в «Piccolo Teatro di Milano» под управлением Джорджо Стрелера. Дебютировал спектаклем на музыку Монтеверди, поставленным в 1993 году для миланского театра «Ла Скала», став самым молодым режиссером из когда-либо работавших в этой знаменитой опере.

Благодаря своему удачному дебюту Михал Знанецки получил предложения от многих итальянских драматических и оперных театров. В 1995 году он создал в Милане собственную театральную труппу «Ape». Она сотрудничает с Болонской оперой и многочисленными фестивалями. Эта труппа работает с Михалом Знанецки в масштабных постановках под открытым небом. Знанецки также является арт-директором общества «CON-Teatro» в Турине, которое сотрудничает с итальянскими театрами и фестивалями, занимается организацией мастер-классов и театральных лабораторий, а также творческими и образовательными проектами.

«Задача режиссера – передать замысел автора оперного произведения, – говорит Михал Знанецки. – Я стараюсь сохранять верность композитору, а не традиции. Публика привыкает к многолетней и даже многовековой традициям и редко заглядывает в оригинальную партитуру или воспоминания автора, в которых тот указывает, зачем создал данный шедевр. Традиция оглушает и ослепляет. Мы уже не способны вслушаться в слова либретто, не можем принять другую музыкальную динамику. Даже иному режиссеру сложно прочитать либретто, ему легче и удобнее знать «больше и лучше», чем сам композитор».

В постановке принимают участие

Хор Израильской оперы под управлением Эйтана Шмайсера. Оркестр Израильской оперы – Израильский симфонический оркестр Ришон ле-Циона. Танцоры, приглашенные солисты и солисты Израильской оперы. В ролях: Густаво Порта и Валентин Дитюк (Рикардо), Ира Бертман и Ирина Морева (Амелия), Йонут Паску и Александр Алиев (Ренато), Агунда Кулаева и Юлия Меннибаева (Ульрика), Хила Баджо и Данае Контора (Оскар), Иво Станчев и Ноах Бригер (Том), Карло Стриули и Владимир Браун (Сэм), Одед Рейх и Яир Полищук (Сильвано), Эйтан Дрори (судья), Ошри Сегев (слуга).

Даты представлений

Опера будет представлена с 7 по 22 февраля 2019 года в Оперном театре им. Шломо Лахата (Чича)

7.02 – четверг, 20:00

8.02 – пятница, 13:00

9.02 – суббота, 20:00

11.02 – понедельник, 20:00

12.02 – вторник, 20:00

14.02 – четверг, 20:00

15.02 – пятница, 13:00

16.02 – суббота, 20:00

17.02 – воскресенье, 18:00

20.02 – среда, 20:00

22.02 – пятница, 13:00

В дни представлений за час до начала спектаклей пройдут 30-минутные вступительные лекции, посвященные опере «Бал-маскарад», без дополнительной оплаты для тех, кто приобрел билеты на спектакль в тот же вечер.

Экскурсии за кулисы состоятся 11, 12, 14 и 20 февраля. Начало в 18:30. Цена экскурсии – 25 шек. Продолжительность – 1 час 30 мин.

Встречи-обсуждения (talk back) – 11, 12, 14, 17 и 20 февраля, после окончания спектаклей.

Заказ билетов в кассе Израильской оперы по телефону 03-6927777 или в кассе «Браво»: https://bit.ly/2QHFEdm

Страница  мероприятия в фейсбуке – https://www.facebook.com/events/315969115691326/


Текст подготовила Маша Хинич.  

Фотографии: © Йоси Цвекер – представлены пресс-службой  Израильской оперы.

«Бал-маскарад» Верди в Израильской Опере. Дирижер – маэстро Даниэль Орен. Постановщик – Михал Знанецки.

Источник: https://www.israelculture.info/bal-maskarad-politicheskij-triller-ili-opera-o-lyubvi/

Exit mobile version