Название этой сенсационной выставки очень простое: Искусство еврейских детей в Германии в канун Второй мировой войны.
Мир глазами ребенка. Вот – дом, мама, папа. Вот – улица и мы с ребятами играем в прятки… Собаки, кошки, улицы, магазины… Все, что видели дети того времени нарисовано детской рукой наивно, неумело… Это не просто трогает, это – рвет душу на части. Из юных авторов пятидесяти рисунков до зрелых лет дожили лишь несколько человек, остальные погибли.
Работы были отобраны из уникальной коллекции из более чем 1800 предметов, принадлежащей Юло Левину художнику и педагогу еврейской школы в Дюссельдорфе и Берлине в 1936-41 годах. Увлеченный творчеством своих учеников, он собрал лучшие из их рисунков, как будто хотел оставить память о каждом из них. Юло Левин погиб в Освенциме в 1943 году. Коллекция чудом уцелела и хранилась в библиотеке государственного музея Дюссельдорфа.
В честь 70-летия Независимости Израиля рисунки переданы в дар Хайфе от города-побратима Дюссельдорфа.
Через рисунки мы видим не только повседневную жизнь предвоенного Дюссельдорфа, но и знакомимся с жизнью еврейской общины тех лет.
С приходом к власти нацистов и началом преследований большинство еврейских детей в Германии перешли в частные школы своей общины, – рассказывает куратор выставки Ади Селах. – Школа в Дюссельдорфе стремилась укрепить дух детей, побудить их проявить себя, приблизить их к иудаизму, обучить ремеслам и подготовить к самостоятельному проживанию и к эмиграции.
И, действительно, на многих из детских картин мы видим сюжеты из библейских историй о путешествиях, о еврейских праздниках и семейной жизни на чужбине. В рисунках невинность и детские надежды. В них нет страха, потому что искусство дало детям возможность мечтать и быть свободными, выражать свой внутренний мир.
– Юло Левин нашел способ прикоснуться к душам своих учеников, – продолжает Ади Селах,- Рисунки рассказывают о внутренней свободе, которую учителя и ученики смогли найти, несмотря на приближение катастрофы. Ведь и учитель, и ученики погибли в Холокосте.
Несмотря на примитивное детское изображение, некоторые рисунки совпадают с фотографиями реальных улиц Дюссельдорфа и жителей города. Организаторы выставки заметили эту схожесть и рядом с картинами разметили фотографии Дюссельдорфа перед войной. Это как «окно» в городскую среду, в которой выросли дети, снимки людей и их стиль одежды, виды городских зданий, площадей и улиц, и неизбежные признаки нацистского режима.