Суккот в Абу Гош: Явление музыки в Эммаусе

56-й Международный Фестиваль вокальной и литургической музыки состоится с 18 по 21 октября в местечке Абу-Гош, называемым Эммаус, под Иерусалимом в дни праздника Суккот. Великолепная музыка прозвучит в стенах монастыря, в церквях и на открытых площадках. 16 концертов шедевров вокальной, литургической, хоровой, барочной и романтической музыки, ведущие солисты, уникальные коллективы, гости из-за рубежа. 

Суккот 2019. Абу Гош. Фото: Дани Арад
Суккот 2019. Абу Гош. Фото: Дани Арад

«Акустика молитвенного зала аббатства Святой Марии в Эммаусе была такой, что любой певец сразу забывал о неудобствах. Ежегодный музыкальный фестиваль в Абу-Гоше славился этим залом, как и чуткой преданной публикой». Дина Рубина «Русская канарейка»

Вокал с панорамным видом

2010 году  Абу-Гош попал в Книгу рекордов Гиннеса за самое большое в мире блюдо из хумуса. Но сегодня поселок становится все более известным не только благодаря своим аутентичным ресторанам и хумусным. Фестиваль вокальной музыки в Абу-Гош стал центром притяжения для профессионалов и любителей музыки, одним из самых престижных и самых интересных музыкальных событий международного значения в Израиле. Он проводится дважды в год во время праздников Суккот и Шавуот. 

Концерты фестиваля проходят в построенной в 12-м веке церкви монастыря крестоносцев-бенедиктинцев в центре Абу-Гош, и в церкви Кирьят-Яарим францисканского монастыря на вершине холма, откуда открывается великолепный вид на Иерусалим и окрестности.

Акустика молитвенного зала

Местом своего проведения фестиваль обязан своим основателям – профессору Иерусалимского университета Феликсу Зульману и дирижеру Зиги Штадерману. Около 50 лет назад они обнаружили, что в церквях Абу-Гоша – удивительная акустика, которая удивительно подходит для исполнения вокальной музыки. Вот и в этом году программе фестиваля произведения Баха и Франческо Росси, Дворжака и Пуленка, Леонарда Коэна и Фредди Меркьюри прозвучат в церкви Кирьят-Яарим монастыря «Богоматери и Ковчега завета» (Notre Dame Arche D’Alliance)  ордена Сестер святого Иосифа, французской женской католической конгрегации, основанной в 1650-м году, и в крипте монастыря бенедиктинцев и на пяти площадках под открытым небом. 

Суккот 2019. Абу Гош. Фото: Дани Арад
Суккот 2019. Абу Гош. Фото: Дани Арад

Хор из Штутгарта

По традиции в фестивале участвуют знаменитые хоры. Один из них знаменитый Камерный хор из Штутгарта под руководством маэстро Фридера Берниуса. Коллектив даст два концерта в день открытия фестиваля в пятницу, 18 октября, и в субботу 19 октября. В программе его выступлений произведения Верди, Брукнера, Малера, Феликса и Фанни Мендельсона и Мессиана.

Репутация Штутгартского Камерного хора, созданного в 1968-м году, базируется не только на давнем приглашении выступить на всемирном форуме хоровой музыки, состоявшемся в 1987 году в Вене в Австрии и в 1996 году в Сиднее в Австралии. Штутгартский Камерный хор известен всем любителям вокальной хоровой музыки также благодаря шестидесяти компакт-дискам, записанных в таких компаниях, как EMI, Orfey, Sony и Caros. Многие диски хора завоевали престижные награды, постоянно подтверждая высочайшее реноме и мировую известность этого хора.

Хор выступал на всех известных музыкальных фестивалях в Европе, а также в США, Канаде, Израиле, Австралии и Юго-Восточной Азии. Члены хора – профессиональные вокалисты, участвующие ежегодно минимум в десятке концертных программ, включающих произведения для солистов, барочную музыку, ансамблевую музыку, а также в ораториях, написанных для 60 певцов.

Практически все участники — вокалисты-солисты, что говорит о качестве исполнения хора, чистейшем звуке и высочайшем профессионализме.

«Ermena» из Болгарии

Еще один гость фестиваля из-за рубежа – женский вокальный квартет из Болгарии «Ermena», часть Национального фольклорного ансамбля имени Филиппа Кутева, завоевавшего в течение лет мировое признание и популярность. Филипп Кутев был превосходным знатоком болгарского фольклора, организатором, педагогом и, прежде всего, личностью, посвященной большой идее сохранения и популяризации на родине и в мире уникального музыкального богатства Болгарии. Как и Грузинский камерный женский хор из Батуми, болгарский квартет исполнит народные песни. 

Суккот 2019. Абу Гош. Вокальный квартет из Болгарии «Ermena». Photo – Boris Mutafchiev
Суккот 2019. Абу Гош. Вокальный квартет из Болгарии «Ermena». Photo – Boris Mutafchiev

Хор из Батуми

Основанный в 1996 году хор из Батуми под руководством Заиры и Гела Вадачкория исполнит грузинские литургические песнопения, а также произведение израильского композитора Иосифа Барданашвили «Псалмы, Песнь Грузии».

Стоит отметить, что этот хор – прекраснейший пример полифонии и многоголосья, исполняет музыку от Ренессанса до современной, но в Израиль привезет чисто грузинскую программу: фольклор разных регионов и литургии, связанные с различными религиозными праздниками.

Так что, если кто-то на Суккот не едет в Грузию, то знайте, что Грузия едет к нам.

Люцифер в церкви Абу-Гош

Знаменитый исполнитель на гитаре и теорбе, Франческо Томасси 21 октября примет участие в концерте итальянской неаполитанской музыки, главным сюрпризом которого станет исполнение оратории Франческо Росси «Падение ангелов» La Caduta dell’Angeli. В программу концерта также включена Неаполитанская кантата Кристофоро Карезано для шести голосов и инструментального ансамбля, музыка Пьетро Андреа Зиани, Мауриццио Каззати, Джовани Батисто Витали и Бернардо Стораче.

Франческо Томасси свою карьеру посвятил старинной музыке. Он начал заниматься музыкой на гитаре еще в 13 лет, позже закончил консерваторию Santa Сecilia в Риме и Высшую школу музыки в Германии. Томасси много лет занимается старинной и барочной музыкой, игрой на теорбе и лютне, сотрудничает со многими оркестрами барокко в Европе, выпустил несколько дисков старинной музыки в Германии и Австрии, а также сделал немало записей для радио и телевидения Италии.

Согласно замыслу итальянского композитора 17 века Франческо Росси, его сочинения «Падение ангелов» («La Caduta degli Angeli»), написанное в 1672 году на либретто Сальватора Скалионе, описывает мятеж ангелов под предводительством демона Люцифера и их падение в ад после поражения армией добрых ангелов под предводительством архангела Михаила.

Эта оратория для солистов, хора и оркестра будет исполнена вокальным ансамблем факультета музыкальной академии Бухмана-Меты и ансамблем аутентичных барочных инструментов «Феникс» под руководством Мирны Герцог. 

Ансамбль «Феникс» был основан еще в 1999 году и специализируется на исполнении музыки от 13 до 19 века на аутентичных инструментах и что интересно, исполняет также переложение современных сочинений для старинных виол и теорб. Ансамбль «Феникс» выступает на многих фестивалях, а на фестивале в Абу-Гош нередко исполнял израильские премьеры различных произведений.

Суккот 2019. Абу Гош. «Падение ангелов». Фото: Шломит Майер
Суккот 2019. Абу Гош. «Падение ангелов». Фото: Шломит Майер

Три Stabat Mater

Также в программе фестиваля: произведения Баха, Дворжака и Пуленка, три Stabat Mater – Гайдна, Россини и Шуберта, песни Леонарда Коэна и Фредди Меркьюри. Редкая возможность услышать за несколько дней три шедевра барокко и классики и сравнить их.

Автором Stabat mater dolorosa («Мать скорбящая стояла…»)  считают тосканского поэта Якопоне да Тоди, монаха-францисканца, жившего в XIII веке. Хотя в XVI столетии Тридентский собор исключил Stabat mater из католической литургии, тем не менее композиторы продолжали обращаться к этим стихам, и в 1727 году папа Бенедикт XIII «восстановил» их в правах. Композиторы разных эпох – от Перголези до Шуберта – сочиняли вариации на Stabat Mater. Две самые известные принадлежат Антонио Вивальди и Йозефу Гайдну. Три Stabat Mater прозвучат в исполнении солистов Израильской Оперы, хора Игуд, Камерного Хора Рамат-Гана,  Объединенного Кибуцного хора, Израильского Кибуцного оркестр Нетании, инструментального ансамбля «Орфей» под руководством дирижеров Юваля Бен-Озера, Ханны Цур и Ронена Борщевского.

Stabat Mater Джоаккино Россини

Оратория Джоаккино Россини для солистов, хора и оркестра прозвучит в пятницу, 18 октября, в 15:00. Произведение Россини близко по стилю опере, что, естественно, неудивительно. Немецкие критики даже утверждали, что оно слишком светское и земное для духовной музыки. Завершив оперную карьеру, Россини в 1832 году взялся за сочинение Stabat mater по заказу канцлера Испании Мануэля Фернандеса Варелы. Однако болезнь не позволила ему закончить партитуру. Россини написал первую и c пятой по девятую части, остановившись на мистическом квартете без сопровождения «В час, когда остынет тело». Ему пришлось обратиться к своему другу – композитору, вокальному педагогу, директору Итальянского театра в Париже Джованни Тадолини, с просьбой дописать недостающие части. Десять лет спустя Россини вернулся к Stabat mater, заменив музыку Тадолини своей. Первое исполнение в парижском зале Вантадур прошло c триумфом. Итальянской премьерой в Болонье дирижировал Доницетти.

Многих, в отличие от критиков, удивляет, насколько Россини сблизил духовную музыку c оперой. Поразительно и другое – как далеко он в некоторых номерах ушел от оперного стиля и как мало оглядывался на собственную музыку 1820-х годов.

Stabat Mater Гайдна 

Йозеф Гайдн сочинил Stabat Mater для четырех солистов, хора, оркестра и органа в 1767 году. Ряд фактов биографии композитора свидетельствует, что заказ на этот опус поступил от Ордена «Милосердных отцов» Эйзенштадского монастыря. Жанр своего произведения Гайдн определил как «гимн». Камерность, доверительность и напевность музыки стали новаторством для того времени, стали тем сокровенно человеческим, что привнес Гайдн в художественные традиции канонической духовной музыки. Именно это произведение вызвало восторженный отклик Иоганна Адольфа Хассе, всесильного композитора той эпохи, – и он содействовал организации первого исполнения Stabat Mater в Вене. Сочинение Гайдна – это почти театральное представление. Роскошная оратория с участием четырех солистов, хора и оркестра.

Stabat Mater  Франца Шуберта

Удивительно, что это произведение Шуберт написал в 1815 году  в возрасте всего 18 лет и не на канонический латинский текст, а на его поэтическую немецкоязычную версию Фридриха Готтлиба Клопштока, трактовавшего евангелие в весьма экспрессивном ключе. 

56-й Международный Фестиваль вокальной и литургической музыки состоится с 18 по 21 октября в Абу-Гош. Художественный руководитель фестиваля в Абу-Гош– Хана Цур. Продюсер фестиваля – Гершон Коэн

Заказ билетов на все концерты фестиваля – http://bit.ly/2kbnma8

Маша Хинич. Абу Гош

О Carmel Magazine Press

Carmel Magazine: культура и искусство без границ. Путешествия за границу на самые грандиозные события. Мировые премьеры, шоу, биеннале, фестивали, галереи, театры, спортивные мероприятия. Билеты и туры в сайте Carmel Magazine.

Проверьте также

Моцарт и Бетховен: два гения в одном концерте

В Хайфе, Иерусалиме и Петах-Тикве с 21 по 26 марта Иерусалимский симфонический оркестр под руководством …