С 31 мая по 15 июня на сцене театра оперы в Тель-Авиве – Моцарт. Опера «Так поступают все женщины» в постановке знаменитого канадского режиссера Атома Эгояна.
«Школа влюбленных» за 200 дукатов
Опера-буфф «Così fan tutte» – «Так поступают все женщины», одна из последних у Моцарта, – шла на сценах мира под таким множеством разных названий, какого не знало ни одно другое произведение в истории этого жанра. В «Метрополитен-опера» она называлась «Женщины, подобные этой». В Англии – «Услуга за услугу». В Германии у нее была дюжина разных названий, включая такие невероятные, как «Кто выиграл пари?», «Месть девушек» и даже «Партизаны». В Дании ее называли «Побег из монастыря», во Франции – «Китайский чернорабочий», а пятьюдесятью годами позже – «Бесплодные усилия любви». Между тем, сам Моцарт дал ей подзаголовок «Школа влюбленных». И именно в школу переносит действие этой оперы знаменитый канадский режиссер Атом Эгоян, в свежей, оригинальной, стильной и полной юмора постановке которого и при участии оркестра «Израильская камерата» под руководством Даниэля Коэна «Così fan tutte» будет представлена на сцене Израильской Оперы.
Да, любовные интриги, вдохновлены реальной историей из Века Просвещения, но при этом все действие этой оперы, занимающей место в первой двадцатке по числу постановок (15-е на 2015 год по версии сайта Operabase), происходит, по замыслу Атома Эгояна, в школе – не удивляйтесь! В школе, где подростки пытаются найти ответы на вечные вопросы: изменяют ли женщины? и если да, то с кем? и почему? и что делают мужчины? «Так поступают все женщины» (заключительная из трех опер Моцарта, созданных на либретто Лоренцо Да Понте) никогда не была столь популярна, как «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», но музыка ее, написанная в 1790 году, замечательна. Считается, что сюжет был подсказан композитору и либреттисту Иосифом II, рассказавшим им реальный случай, произошедший с двумя австрийскими офицерами. Точно известно лишь, что заказ на эту оперу исходил именно от императора, а Моцарту был предложен гонорар в 200 дукатов – не отказаться!
Испытание чувств
Два молодых человека, Феррандо и Гульельмо, решают проверить подлинность чувств своих возлюбленных, двух сестер – Фьордилиджи и Дорабеллы, и их способность хранить верность. Испытание чувств приводит к поистине неожиданной развязке, а у старого сюжета комедии положений с веселыми переодеваниями, драматическими расставаниями и легкомысленным адюльтером оказывается неоднозначный финал: «Così fan tutte le belle! Non c’è alcuna novità! – Так поступают все красавицы! И в этом нет ничего нового!».
Любовь как мыльный пузырь
Эта опера, как писал исследователь моцартовского творчества, музыковед Альфред Эйнштейн, «похожа на переливающийся всеми красками великолепный мыльный пузырь, расцвеченный буффонадой, пародией, искренними и притворными чувствами». Ее партитура проникнута лихорадочным весельем, хотя в этой комической опере есть и едкая морализаторская критика женской коварной игры и холодного расчета. «Così fan tutte» напоминает современные романы или фильмы с «открытым концом» – зрители и слушатели должны сами решить, на чьей стороне истина и кому должны быть отданы симпатии.
Бабочки, объятия и поцелуи
Над этой постановкой в Канадской Оперной Компании работали пять лет. Атом Эгоян придумал легкое и эффектное зрелище. По его версии, четверо героев – подростки-старшеклассники, затеявшие некую игру. «Это повышает доверие к сюжету, который в чем-то может показаться надуманным», – говорит Эгоян. Дон Альфонсо становится в его воплощении этой оперы директором школы, а одноклассники героев – хором. Головокружительные повороты сюжета Эгоян примеряет на капризные отношения между подростками. По его мнению, в этой опере говорится о меняющихся эмоциях и о том, что между влюбленными может случиться все, что угодно. По концепции Эгояна, женщины куда лучше мужчин готовы к подобного рода играм и лучше понимают их правила.
У этой легкой лирической постановки с незабываемым «драйвом» – прекрасная сценография, красочные роскошные костюмы: разноцветные бабочки и гигантские булавки, огромный шкаф, сверкающий кривыми зеркалами, полный антикварных раритетов, школьная форма с плиссированными юбочками и черными гольфами, женщины-«корабли» (от итальянского la barca). Поцелуи и объятия мы видим на фоне из кружевов-ришелье, цветов и картины «Две Фриды», на которой мексиканская художница Фрида Кало изобразила себя в двух ипостасях, связанных единой кровеносной системой.
И это не должно удивлять, ведь творчество Атома Эгояна и в кино, и в опере, давно уже нарушает всяческие каноны и всегда вызывает споры. Однако два года назад он получил высшую государственную награду «Компаньон ордена Канады» за выдающиеся заслуги в области кино, театра, оперы и образования.
Маша Хинич. Тель-Авив