Ее «дополненная реальность» создается с помощью Low-Tech – тканей, проволоки, ниток и видео со стихами. Иерусалимская художница Надя Адина Роз предлагает свой способ «мягкого» перехода в мир трехмерного пространства, где изменяются привычные соотношения вещей. Выставка “Рукава деревьев” в музее Дадаизма, в деревне художников Эйн Ход открыта до 15 июня.
Магия бесконечного путешествия
Розетка, дверная ручка, подушки теряют свою функциональную природу и становятся частью расширенного пейзажа, в котором можно путешествовать, бесконечно удаляясь и превращаясь в маленькую точку на горизонте, и одновременно быть наблюдателем самого себя, не выходя за пределы пространства комнаты. Роз поэтически нащупывает досимволическое пространство и воссоздает архаическое и современное одновременно. Это дает ей цельное ощущение реальности и свободу оперировать в ней не рациональным, а магическим образом, как в компьютерной игре.
“Есть вещи, которые видишь и задыхаешься от восторга, – говорит художница, – Начинается процесс медитации, копания, наслоения. Потом всё ломается и переводится на другой язык…”
Знакомое нам по виртуальному опыту ощущение – совмещения «несовместимых» пространств – неожиданно совпадает с впечатлением, вызываемым работами Роз. Тем сильнее потрясение от того, насколько простыми, «нетехнологичными» средствами достигает она этого ультрасовременного эффекта.
Low-tech в простых вещах и пространстве
Надя Адина Роз родилась в Москве. Закончила Художественную школу и Московское художественное училище имени 1905 года. В Израиле училась в Академии Художеств Бецалель. Живет и работает в Иерусалиме. Ее работы экспонируются в музеях, галереях и частных коллекциях в Израиле и многих других странах. Она – участник многих персональных и групповых выставок, автор и иллюстратор нескольких десятков книг, обладатель премии Министерства Культуры Израиля в поддержку молодых поэтов и премии Шушана иш Шалом за деятельность в искусстве.
«Надя Адина Роз – ультрасовременный Low-tech-художник. – рассказывает куратор выставки Авиталь Кац, – В наше динамичное время сознание людей во многом определяется бурным развитием технологий. Мы стоим на пороге постэкранной революции, в результате которой исчезнет граница между виртуальным и реальным. Так называемая «дополненная реальность», с которой мы можем взаимодействовать пока только на экранах наших смартфонов и гаджетов, станет такой же осязаемо-трехмерной, как и окружающий нас мир. Увы, сознание человека достаточно инертно и не поспевает за драматическими изменениями, предлагаемыми нам высокими технологиями. С тонким юмором Роз отвечает на вызов времени, расширяя привычное жилое пространство до масштабов развернутого панорамного видения.»
Неожиданная игра с предметом выводит его за границы обусловленного повседневностью опыта. Так, минималистский жест художника заставляет узор одеяла превратиться в трехмерное изображение и «соскочить» с него, разбежавшись по комнате белками, деревьями, снежными сугробами и облаками.
Визуальный язык Нади Адины Роз – минималистичен, точен, узнаваем. Свои инсталляционные пространства она выстраивает, как мозаику из отдельных фрагментов, которые, будучи собраны вместе, вступают в игру с уже существующими деталями интерьера и организуют новую ситуацию. Драматическое сочетание рэди-мейд объектов и привнесенных художницей элементов придает неожиданные смыслы всему, к чему она прикасается, превращает их в поэтическую метафору.
Пласты жизни и идеи превращений
«Я строю инсталляции на стене из объёмных, рельефных фрагментов и рисунков. – рассказывает Надя, – Диалог происходит в пространстве между фигуративным и абстрактным и содержит ассоциации из разных пластов жизни. Время является одной из важных тем в моих работах, которые состоят из многих слоёв и проходят длительный процесс обработки. Иллюстрация является также важной частью моей жизни. Я люблю преподавать и занимаюсь этим уже несколько лет.»
Реальность, созданная художницей, – это еще и пространство памяти, возвращающее нас в детство, туда, где мы были свободны от банального, закрепощающего опыта, где фантазия и удивление перед предметом составляли основу восприятия мира. Именно в детстве всё «как будто»: оживает рисунок на пододеяльнике, простыня свисает водопадом, одеяло превращается в заснеженную гору, кусок провода – в отражение солнца в воде, кусочки ткани – в деревья. Эти превращения предполагают существование мира вещей одновременно в двух ипостасях: профанной, повседневной, – и игровой, фантазийной. Идея «превращений», соответствующая структуре сказки, составляет основу художественного языка Нади Адины Роз.