Сarmel Magazine: культура и искусство без границы

Гений жеста в «театре танца»

Тель-Авивская Опера отрывает новый сезон спектаклем, опередившим время. «Мазурка Фого» знаменитой Пины Бауш, созданный двадцать лет назад, сегодня смотрится абсолютно авангардным. В зале аншлаг. В кассе ажиотаж — меломаны раскупают последние билеты.

Ее не зря называют гением жеста. Пина Бауш не выстраивает композиции из классических па, шагов танго или вальса – ее танец, так же как и сам спектакль, складывается из обычного жеста. Жесты каждого танцовщика мы чувствуем, только благодаря вложенным в него эмоциям. Хореографу удалось найти «естественную» жестикуляцию, свободную от условностей. Она помогает передать все нюансы человеческой психики через движение тела.

Многие помнят культовые фильмы с Пиной Бауш. Федерико Феллини снял ее в своей картине «И корабль плывет» в роли ясновидящей принцессы. В фильме Педро Альмодовара «Поговори с ней» Пина Бауш сыграла саму себя. Филиппина Бауш родилась в 1940 году. Немецкий экспрессивно–пластический танец родился несколько раньше, в десятых годах XX века. Понятие «театр танца» появилось в двадцатых годах благодаря Курту Йоссу. Пина Бауш четыре года училась у Курта Йосса, а затем три года провела в Америке, где училась танцу у Энтони Тюдора, основоположника так называемого психологического балета, танцевала в «Новом американском балете» и в театре «Метрополитен–опера». В 1961 году она вернулась в Германию и стала солисткой труппы «Фолькванг–балет», а в 1969 – его художественным руководителем. В 1973 году Пина Бауш возглавила балетную труппу Вуппертальского театра оперы и балета. Очень скоро балет перестал быть балетом и превратился в «театр танца».

Европейцы, африканцы, азиаты, уникальные и объединенные в одно целое, зовущие к объединению свою публику – это труппа, воспитанная Пиной Бауш. В ее труппе звезды и кордебалет едины – каждый имеет право на самовыражение. Вот уже двадцать они сохраняют накал эмоций одного из самых «роскошных» спектаклей Пины Бауш – «Мазурка Фого». 

С первых минут спектакля мы идем за эмоцией голоса, сипящего, рычащего голоса хрупкой девушки. Совершенно не понятно, из каких глубин она достает этот грудной рык, когда мужчины ее держат на весу, бережно передают из рук в руки. Диссонанс красивой сцены и царапающего звука очень напоминает нам жизненные картинки. Чего не достает девушке в нежных руках красавцев? У каждого из нас может быть своя версия ответа. Думаю, это один из многих вопросов,  задаваемых Пиной Бауш зрителю.

Артисты работают со зрителем, вовлекая в процесс даже физически – иногда брызгами воды, иногда предлагая какие-то предметы, иногда общаясь на самые откровенные темы. К примеру, в одном из монологов жгучий красавец брюнет говорит о трех стадиях оргазма, разыгрывая каждую из них.

Танцоры переступают линию рампы и оказываются в зале — это один из приемов Пины Бауш. Они преодолевают барьеры внутренние и барьеры внешние. Но в этом преодолении нет агрессии. Пина стремилась разрушить условные границы, разъединяющие людей – пусть хотя бы на пять минут в театре.

Декорации – скалистый ступенчатый берег, подымающийся к заднику. И задник, и кулисы представляют собой огромный белый экран, куда проецируются кадры. Они меняются на протяжении всего спектакля. Это тоже часть эмоции, даже часть жеста, дополнение его и усиление. Можно сказать, что это трехмерное пространство, созданное Бауш.

Пина выстроила миниатюры так, чтобы мы смогли почувствовать ее Португалию, любовью к которой наполнен спектакль «Мазурка Фого». В одной из последних сцен – в выстроенной артистами комнате, где зритель видит лишь мелькающие плечи, руки, лица, мы улавливаем необыкновенно красивые движения самбы, живые и яркие, наполненные любовью, совершенно не похожие на те, что мы наблюдали в течение почти трех часов. Хотелось лучше рассмотреть танцоров, войти внутрь и даже разрушить. 

Всего четыре представления в Оперном театре Тель-Авива:

4 октября, четверг, 20:00 

5 октября, пятница, 13:00 

6 октября, суббота, 20:00 

7 октября, воскресенье, 20:00

Хореография: Пина Бауш

Дизайн сцены: Питер Пабст

Дизайн костюмов: Марион Цито

Музыкальные редакторы: Маттиас Буркерт и Андреас Эйзеншнейдер

Музыка: Амалия Родригес, Николетт, The Alexander Balanescu Quartett, Бен Уэбстер, Дюк Эллингтон, Бен Уэбстер, Лиза Экдаль, Леон Паркер, Мекка Бодега, Винс Гуаральди, Сюзан Маркос, Баден Пауэлл, Альфредо Маркенери и другие.

Продолжительность спектакля – два с половиной часа.

Таня Работникова

Тель-Авив

Exit mobile version