«Continu» – это космос танца

Движение в черном квадрате. Гипнотические танцы Саши Вальц. Израильтяне уже видели ее спектакль «Тело» и оперу-балет «Дидона и Эней», где действие происходило в огромном аквариуме… Сегодня на сцене тель-авивской Оперы балет «Continu» – движение в черной коробке сцены к белой невесомости вне пространства и вопреки силе тяготения. 

«Continu» сцена из спектакля. Фото: Себастьян Болеш
«Continu» сцена из спектакля. Фото: Себастьян Болеш

Танец как философский трактат

Балет, пантомима, перформанс, шоу… Танцевальная инсталляция – наиболее удачное определение жанра, в котором работает знаменитая хореограф, руководитель труппы  «Sasha Waltz & Guests» Саша Вальц. По средством человеческого тела она исследует современный мир, где  распадаются социальные связи и остается чувственность, обнаженные эмоции, агония и возрождение. 

«Continu» это не только танец, но и философский трактат. В его основе пространственные идеи Саши Вальц. Это Космос с его невесомостью, парением и свободой и Мир, ограниченный земным притяжением и телесными рамками. 

Балет в музеях

«Continu» продолжает цикл балетов, которые Саша Вальц  ставит в ведущих музеях современного искусства в Берлине,  в Риме. В таких перформансах пространство музея становится сценой, а произведения искусства частью хореографических композиций. Для создания этих проектов Саша Вальц изучает культуру тех стран, искусство которых представлены в залах музея, например, Египет, и поэтому хореография и музыка соответствуют характеру экспозции. Но это не камерный спектакль, а грандиозное представление. В Берлине в постановке приняли участие 35 танцоров и 30 музыкантов. Число посетителей таких представлений достигает нескольких тысяч человек.

«Continu» сцена из спектакля. Фото: Себастьян Болеш
«Continu» сцена из спектакля. Фото: Себастьян Болеш

От барокко до транса

Музыка всегда отражает хореографический замысел. Саша Вальц использует музыкальные произведения, написанные до эпохи барокко, классику, современной музыке. В «Continu» использована композиция «Аркана» франко-американского композитора 20 века и отца электронной музыки Эдгара Вареза. К ней добавлен квартет Моцарта для гобоя и струнных, а также музыка канадца Клода Вивье и греческого композитора Яниса Ксенакиса. Музыку Яниса Ксенакиса исполняет вживую на сцене перкуссионист Робин Шульковский.

«Sasha Waltz & Guests»

Саша Вальц родилась в 1963 году в немецком городе Карлсруэ. Изучала танец и хореографию в Амстердаме и Нью-Йорке. Свою независимую берлинскую труппу «Sasha Waltz & Guests» она создала вместе с мужем продюсером Йохеном Зандигом еще в 1993 году для того, чтобы свободно экспериментировать, исследовать с помощью танца пространство, находить взаимосвязи между различными видами искусства и осваивать новые жанры. Слово «гости» в названии означало, что кроме постоянной труппы в компанию могут вливаться как другие танцовщики со стороны, танцоры разных поколений, так и музыканты, композиторы, архитекторы, драматические артисты и другие. Вальц и ее муж-продюсер Йохен Зандиг ставили на то, что в ближайшие 20-30 лет после падения Берлинской стены, столица объединенной Германии превратится в грандиозную стройку, за которой будет наблюдать весь мир. 

«Continu» сцена из спектакля. Фото: Себастьян Болеш
«Continu» сцена из спектакля. Фото: Себастьян Болеш

Хрущевка на «Аллее космонавтов»

В 1996 году Саша Вальц организовала авангардный культурный центр «Софиензале», переоборудованный из заброшенных мастерских начала 20 века. Центр открылся спектаклем с символичным названием «Аллея космонавтов», отсылающим к «советской» эпохе. Проект был посвящен истории семьи, проживающей в немецкой «хрущевке». 

В 2006 году на берегу Шпрее заброшенная насосная станция была преобразована в Radyal System – площадку для многочисленных музыкальных фестивалей, а также в концертно-театральную базу для четырех коллективов – хореографической труппы Sasha Waltz & Guests, Берлинской Академии старинной музыки, ансамбля солистов «Калейдоскоп» и Vocal consort Berlin.

«noBody» о смерти тела и души

В 2000-2005 гг. Саша Вальц успешно работает в берлинском театра «Шаубюне». Ее интересы перемещаются в метафизическую плоскость. Как исчезает наша физическая сущность? Что дает телу знание о его смертности? «Тела», «S», «noBody», хореографическая инсталляция «insideout» на музыку современного британского композитора Саундерса поставили ее имя в один ряд с лучшими немецкими хореографами 20 века – Мэри Вигман, Пиной Бауш, Джоном Ноймайером. Сегодня же, в иерархии немецкого танцевального театра Саша Вальц занимает место на самой вершине, унаследовав престол после смерти Пины Бауш. Среди работ, созданных в этот период, «Тела», «S», «noBody», хореографическая инсталляция «insideout». В 2004-м году Вальц поставила «Impromptus» на музыку Шуберта, а в конце 2004 труппа «Саша Вальц и гости» снова стала независимой, и Вальц начала ставить оперные спектакли.

Первым была опера «Дидона и Эней» Пёрселла, премьера которой состоялась в «Гранд-театр де Люксембург» и в берлинской «Staatsoper». В этих же двух театрах в 2007 была представлена вторая оперная постановка Вальц – «Медея» на музыку Паскаля Дюсапена и либретто Хайнера Мюллера. В 2007 она стала автором хореографического решения «Ромео и Джульетты» в Парижской Опере на музыку Драматической симфонии Берлиоза. Затем в 2008 последовал музыкально-хореографический проект «Охоты и формы» на музыку Вольфганга Рима совместно с «Ensemble Modern», премьера прошла во Франкфурте-на-Майне.

«Continu» сцена из спектакля. Фото: Себастьян Болеш
«Continu» сцена из спектакля. Фото: Себастьян Болеш

«Мариинка» и «Ла Скала»

В июне 2010 в Цюрихе был представлен балет «Continu», а в октябре в парижском «Театре Елисейских полей» – хореография к опере Дюсапена «Страсть». В мае 2011 опера «Matsukaze» японского композитора Тосио Хосокавы в хореографии Вальц была дана в театре «Ла Моннэ» в Брюсселе. В январе 2012 танцевальный концерт (новая форма, которую придумали совместно Вальц и композитор Марк Андре) «Gefaltet» открыл зимний зальцбургский фестиваль «Mozart Woche» («Неделя Моцарта»). В декабре 2012-го балет «Ромео и Джульетта» был перенесен на сцену «Ла Скала».

В мае 2013 Саша Вальц представила в Мариинском театре «Весну священную» в сотрудничестве с маэстро Валерием Гергиевым.

Sasha Waltz & Guests. Continu. С 15 по 18 мая 2019. Тель-Авивский оперный театр имени Шломо Лахата.

Хореография – Саша Вальц
Сценография – Томас Шенк, Пие Майер Шривер и Саша Вальц
Художник по костюмам – Бернд Скодзиг
Художник по свету – Мартин Хок
Драматург – Йохен Сандиг
Музыка – Эдгар Варез, Моцарт, Клод Вивье, Янис Ксенакис
Перкуссионист – Робин Шульковский
Продолжительность спектакля – два часа с антрактом.

О Елена Шафран

Журналист, специалист по кризисному пиару и коммуникациям. Закончила факультет журналистики МГУ имени Ломоносова. Студенткой начала работать в газете «Известия», спустя 8 лет ушла в документальное кино. Участвовала в нескольких проектах на радио и телевидении. Работала PR-директором холдинга MNG. Руководила отделом коммуникационной группы «Тайный Советник». В Израиле в качестве корреспондента «Новой газеты» побывала во всех «горячих точках» от Сектора Газы и Самарии, до Хеврона и Рамаллы. Работала шеф-редактором русскоязычного 9-го канала израильского телевидения. Автор проекта, издатель и владелец ресурса Carmel Magazine. Владелец галереи и арт-магазина Art Store.

Проверьте также

Джона Платт: еврейское золото Калифорнии

Сегодняшний наш герой – Джона Платт. Обаятельный веселый рыжий парень из Лос-Анджелеса, музыкант и композитор, …