Иерусалимский оркестр барокко под управлением Давида Шемера возвращается в концертные залы с музыкой Баха. Три концерта состоятся 17, 18 и 20 марта в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе. В программе кантаты Баха и Concerto Grosso итальянского композитора Арканджело Корелли. Солисты: сопрано Даниэла Скорка, тенор Итамар Хиндельсхайм, баритон Яир Полищук и флейтистка Идит Шамир.
Бах возвращается в Израиль
Фестиваль Баха был основан в 2016-м году Иерусалимским оркестром барокко и его основателем и бессменным музыкальным руководителем – профессором Давидом Шемером. Он также является художественным руководителем фестиваля, проходящего ежегодно в марте, в дни, близкие ко дню рождения великого композитора.
«Бах написал так много прекрасной музыки, что за один фестиваль не переиграешь, – говорит Давид Шемер, сторонник аутентичного исполнения музыки барокко. – То, что Бах – величайший композитор всех времен и народов, знают все. Но, собственно, почему и сегодня, по прошествии трех столетий, его музыку слушают во всем мире? Музыка Баха невероятно красива и эмоциональна, но никогда не опускается до сентиментальности. Баху удалось достичь удивительного баланса между интеллектуальным и эмоциональным началами. Каждый, кто знаком с музыкальной литературой, знает, что у всех композиторов были взлеты и падения, но у Баха есть только великая и еще более великая музыка».
В течение прошедшего года коллектив не переставал действовать. Иерусалимский оркестр барокко создавал и репетировал программы и концерты. Их записи транслировались как в Интернете, так и на радио. В эти дни, когда сфера культуры в Израиле оживает и музыка вновь приходит в залы и на сцены, оркестр возвращается к тому моменту, на котором остановился в прошлом году – к празднованию дня рождения Иоганна Себастьяна Баха. Творчество композитора отвечает музыкальным устремлениям оркестра. Можно даже сказать, что оркестр в немалой степени отождествляет себя с музыкой Баха.
Иерусалимский оркестр барокко: «Не знает боли тот…»
«Не знает боли тот…» («Non sa che sia dolore») кантата для сопрано и флейты в сопровождении оркестра. Это кантата – одна из двух, написанных Бахом на итальянском языке, была представлена в Лейпциге в 1747 году.
«Кофейная кантата»
Так называемая «Кофейная кантата» (или Schweigt stille, plaudert nicht «Будьте тихи, не разговаривайте») – одна из наиболее часто исполняемых светских кантат Баха. Она представляет собой своего рода крошечную комедийную, развлекательную оперу о пристрастии девушки к кофе к неудовольствию ее отца. Бах был известен своей любовью к кофе и одной из причин написания этой шутливой кантаты стало движение в Германии на запрет кофе для женщин.
Сюжет таков: старый Шлендриан (по-немецки Schlendrian рутина, обычай) хочет отучить свою дочь Лизхен от кофе, к которому она не в меру пристрастилась. Напрасно Лизхен умоляет отца не быть столь строгим. Она зачахнет без любимого напитка. Лизхен ради кофе отказывается от прогулок, нарядов, развлечений. Лишь когда отец посулил ей мужа, строптивица соглашается не пить кофе, но с условием, что муж будет найден сегодня же. Шлендриан отправляется на его поиски, а Лизхен дает себе обещание не иметь дела с женихом, пока он не подпишет брачный контракт с условием разрешить жене пить кофе, когда она этого пожелает.
«Кофейная кантата» была создана по заказу кофейного дома Циммермана. Либретто написал Христиан Фридрих Хенрици. Кантата была впервые исполнена летом 1734 года, в саду кофейного дома Циммермана в Лейпциге. Здесь с 1729 года Бах служил кантором церкви Святого Фомы. На деле же он был «генерал-музик-директором» города и руководил оркестром с певцами-солистами, созданным из студентов Лейпцигского университета в 1702 году. Эти концерты проходили раз в неделю в просторных залах городских кофеен, и особенно часто – как раз в кофейне Циммермана.
Еще в 1727 году поэт Пикандер (Христиан Фридрих Хенрици, 1700-1764), с которым Бах часто сотрудничал, написал новеллу, в которой подшучивал над повсеместно распространившейся страстью к кофе. Король Франции, рассказывал поэт, запретил употребление кофе в своей столице. После этого женщины стали умирать массами, словно пораженные моровой язвой. Бедствие прекратилось только тогда, когда запрет был отменен. Эта поэма была напечатана в «Серьезно-шуточных и сатирических стихотворениях Пикандера» в 1732 году. Тогда же Бах избрал ее в качестве либретто.
Concerto grosso Арканжело Корелли
Также в программе: Concerto grosso D major op.6 №4 Арканжело Корелли (1653 -1713). – пьеса для группы солистов: двух скрипок и виолончели (концертино), которые играют в диалоге с оркестром.
Среди всех итальянских композиторов-скрипачей 17 века мировую славу и признание современников завоевал именно Арканджело Корелли. Двенадцать написанных им Concertо grossо заложили фундамент для развития классической симфонической музыки. Concerto grosso (итал. «большой концерт») – самая ранняя разновидность концерта, возникшего в конце 17 века, представлявшая сопоставление солирующих инструментов и аккомпанирующего ансамбля. Основоположником жанра concerto grosso считается итальянский композитор Алессандро Страделла. Но Арканджело Корелли довел этот жанр до совершенства.
Перед первым концертом программы Back to Bach, который пройдет в Иерусалиме в среду 17 марта, мастер колокольного звона Габи Шефлер исполнит в 19:20 концерт из произведений Баха на колокольне здания YMCA.
Вход для обладателей абонементов оркестра – бесплатно. Цена для широкой публики: 120 шекелей. Билеты для тех, кто имеет право на скидки: от 60 до 100 шекелей
Вход в залы – в соответствии с указаниями Министерства здравоохранения для обладателей «зеленых сертификатов» при соблюдении следующих условий: ношение маски на протяжении всего мероприятия, измерение температуры и предъявление зеленого сертификатов при входе в зал.