История постановки “Ричарда III” в израильском театре «Гешер» сама по себе драма. В ней есть герои, неожиданные повороты сюжета и «трещина» трагедии. И когда сегодняшние зрители смотрят спектакль, они попадают в зеркальный лабиринт, где Шекспир многократно отражается в нашей действительности, а действительность – в Шекспире. Carmel Magazine побывал на спектакле «Ричард III » в театре «Гешер».
Ричард III: воплощение зла или жертва навета?
На самом деле Ричард III, возможно, и не был мерзавцем, идущим к трону по трупам соперников. Не исключено, что истории о его немыслимом коварстве была результатом “черного пиара” с участием Генриха VII. Он победил Ричарда, а также Томаса Мора, написавшего “Историю Ричарда III” и Уильяма нашего Шекспира. Реальный Ричард, возможно, хотел «как лучше для Англии». И даже что-то сделал, например, реорганизовал армию, упорядочил судопроизводство и вообще укрепил экономику.
Вопрос о том, был ли он воплощением зла или жертвой навета, живо волнует британское общество до сих пор. Ведутся исследования, публикуются книги и диссертации. Известно, что Ричарда спешно похоронили в 1485 году на территории францисканского монастыря, который потом был разрушен. И в XXI веке на месте монастыря появилась парковка. Так вот в 2012 году на этой самой парковке были начаты раскопки и обнаружено захоронение. Там были останки мужчины с признаками сильного сколиоза и многочисленными травмами. Ученые нашли потомков Ричарда, взяли у них анализ ДНК, сравнили с найденными останками. В феврале 2013 года было объявлено, что находка – это и есть Ричард III. Выяснилось, кстати, что он вовсе не был горбатым хромым карликом, а просто сильно сутулился. Его похоронили с почестями, как полагается королям.
Шекспир ничего этого не знал, когда через 100 лет после смерти Ричарда написал пьесу “Ричард III”. Он пользовался тем, что было написано до него, а написано было однозначно: «Ричард убил брата ». Потом женился на его вдове. Убил другого брата, маленьких племянников. Отравил жену, с помощью интриг, красноречивых обманов и лести взошел на трон и погиб в сражении при Босворте, перед смертью осознав свои грехи. Пьеса сразу же стала очень популярной. Ее несколько раз переиздавали и много ставили на сцене, несмотря на то, что она получилась крайне длинной.
Ведь Шекспир не был бы Шекспиром, если бы историческую хронику он не превратил в вечный сюжет о чистом зле, идущем к власти и погибающем в безумии и одиночестве.
Итай Тиран: «Ричард III в театре «Гешер»
Актер и режиссер Итай Тиран в свои 43 года – звезда международного масштаба. Он родился в Петах-Тикве в семье репатриантов из Венгрии и Швеции. Учился в Школе искусств Тельмы Елин. Закончил актерскую школу “Бейт-Цви” в Тель-Авиве. Еще будучи студентом, он уже играл в Камерном театре. А после зачисления в труппу сразу стал ведущим актером. Играл Моцарта, Гамлета, конферансье в “Кабаре”, Иванова, Сирано. В 2012 году режиссер Артур Коган пригласил его на две заглавные роли в специальном проекте – постановках “Ричард II” и “Ричард III”. Проект имел огромный успех. Тиран получил несколько театральных премий и был назван газетой “Гаарец” израильским Лоуренсом Оливье. Его стали приглашать в кино и в сериалы.
С 2010 года Тиран начинает режиссерскую карьеру. Сначала был “Войцек” в Камерном, а затем и другие спектакли и фильмы. На самой вершине успеха, в 2018 году он заявляет, что покидает Камерный театр и Израиль, уезжает в Германию. Перед этим дает большое интервью. В нем рассказывает о своих политических взглядах, о депрессиях и о том, что ему не может простить израильское общество.
Итай Тиран присоединяется к труппе Штутгартского театра. Ставит в знаменитом Бургтеатре в Вене, в немецкой опере. Играет в кино и снимает кино в разных странах. Получает массу премий и вообще становится человеком мира. Он категорический и убежденный левый. Он за «два государства», против сионизма как основы государственности и так далее. А в 2023 году он решает вернуться к Шекспиру – на израильской сцене, в театре Гешер. На роль Ричарда он внезапно приглашает Евгению Додину.
Евгения Додина: Королева драмы из Тель-Авива
Про Евгению Додину рассказывать русскоязычным израильтянам не надо. Она символизировала собой успех алии 90-х годов. Ученица Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева. В 24 года оставила Москву и театр им.Маяковского. Приехала в Израиль, чтобы вместе с Евгением Арье создать театр. Была ведущей и блистательной примой «Гешера». Сыграла роли мечты любой актрисы: Медею и Раневскую, Машу в “Трех сестах”, Наташу в “На дне”, Офелию, Аглаю в “Идиоте”, Ванду в “Рабе”, Керубино в “Женитьбе Фигаро». Получила театральные премии. Настоящая дива, звезда израильской сцены, любимица публики. В 2007 году Додина перешла в театр «Габима», где играла в “Анне Карениной”, в “Трамвае Желание”, “Наш класс” и многих других. Параллельно много снималась, в том числе в знаменитом сериале Netflix “Убивая Еву”.
В 2018 году Итай Тиран играл в спектакле “Птицы” в Штутгартском театре. Он предложил позвать на одну из ролей актрису Додину из Израиля. Она приехала, сыграла, произвела, как и всегда, фурор. Театр искал способ пригласить ее снова. Так что вскоре для нее был поставлена пьеса “Визит старой дамы”. В 2020 году Евгения Додина уехала в Штутгарт, чтобы присоединиться к труппе театра. За следующие три года она сыграла во множестве спектаклей – в “Буре” Шекспира, “Добром человеке из Сезуана”, “Пожарах” и т.д.
“Потрясающая! – писали о ней критики, – вы должны увидеть эту невероятную актрису!”. “Королева драмы из Тель-Авива” – называлась одна из статей о ней в немецкой газете. Играла она на немецком, поначалу толком не владея им. Впрочем, ей не привыкать. Она делает это не в первый раз, начиная с 90-х, когда русскоязычные актеры Гешера учили роли на иврите как стихи. “Построить характер гораздо труднее, чем выучить роль на другом языке”, – говорит она.
Гешер: политический памфлет на злобу дня
Приглашение беглого Итая Тирана поставить спектакль “Ричард III” в театре «Гешер» с беглой Додиной в главной роли, причем сделать именно в 2023 году было само по себе высказыванием.
“Опасность висела в воздухе. Опасность того, что мы пойдем по авторитарному пути…Протесты, на которые выходили сотни тысяч человек. Близость гражданской войны. Было понятно, что мы движемся к несчастью. Никто не предполагал, что оно будет такого масштаба. И когда вышел спектакль, он оказался очень актуальным в для израильских реалиях. Мы видим этих гениальных политиков, но их гениальность уходит в сторону зла”. Евгения Додина, из интервью каналу KATLZ RIGA
Премьера состоялась в конце сентября. Тиран создал черно-белое пространство с единственными акцентами цвета – и это цвет крови. Черные костюмы, белые рубашки, почти никаких намеков на историчность. Без времени и географии. Разве что иногда все поют известные израильские песни, а зрители тихонько подпевают.
Ричард в интерпретации Тирана оказался бесполым и хрупким. У него нет горба и он совсем не уродлив. На одной ноге у него женская туфля на каблуке, на другой мужской ботинок. От того он прихрамывает и оказывается и женщиной, и мужчиной, всем свой. Он то вкрадчив и нежен, то холоден, то наивный ребенок, то злобный старик. Он умеет убеждать, выворачивать смыслы, угадывать тайные желания и манипулировать грехами. По ходу пьесы Ричард уничтожает конкурентов, получает желаемое, наконец взбирается на трон – одинокий черный стул, прибитый прямо к стене.
Я видела Додину на сцене в первый раз и только сейчас поняла масштаб этой актрисы. В кино ей как будто тесно, ее энергия, на мой взгляд, избыточна для камеры. Но на сцене она разворачивает все свои возможности в полную силу. Три часа на сцене, мгновенные превращения, сложнейший текст и при этом какая-то дьявольская естественность и даже легкость. Евгения Додина из тех актрис, которые не боятся уродства. Наоборот, ей интересно сыграть это уродство, причем изнутри, без лишних ухищрений и сложного грима. Ее улыбка, в жизни совершенно сияющая, здесь становится жуткой.
Конечно, одному Ричарду было бы не справиться. У него есть помощники, вольные или невольные:
- палач Тирелл (Шломи Бертонов) в белом одноразовом комбинезоне, невозмутимый и крайне аккуратный.
- Бекингем (Гилад Клеттер), главный пиар-менеджер короля до тех пор, пока это не перестанет приносить выгоду.
- Леди Анна (Лена Фрайфельд), согласившаяся выйти замуж за убийцу своего мужа.
- Герцог Гастингс (Александр Сендерович),
- раболепствующий граф Дерби (Саша Демидов даже молча ведет такую пластическую игру, от которой не оторваться).
- А Дорон Тавори играет сразу две роли, и это весьма выразительная метафора. Сначала он брат Ричарда, король Эдуард, полный патриотического пафоса. Но как только Эдуард умирает, Тавори тут же появляется в образе их матери, герцогини Йоркской. Эта странная ненастоящая мать (мужской костюм и борода Тавори подчеркивают это) легко признается в том, как ей всегда неприятен был этот ребенок – Ричард. Такой уродливый и нелепый.
Спектакль конечно же, был сразу принят за политический памфлет на тему дня. Эти песни на иврите, остроумно придуманная сцена “народного собрания”, в котором зрители оказались участниками. Заигрывания короля со свитой, интриги, призывы к единству, уверения в святости. Карта Англии, которая сначала на стене, потом на полу и Ричард ходит и ползает по ней, использует как коврик для своих игр в солдатики.
Война: разговор о природе зла
Премьера состоялась 11 сентября 2023 года. А 7 октября мир взорвался и разлетелся на куски. Казалось, что все предыдущее больше не имеет смысла. Но спектакль вдруг приобрел совершенно новые смыслы. Как будто трагедия, которая случилась за это время, изменила угол зрения и сделала драму еще более жгучей. Как будто Итай Тиран и Евгения Додина заранее знали, что именно в это время им нужно вернуться в Израиль и поговорить о природе зла. С миром и со своим народом.
Я смотрела “Ричарда III” в январе. Черный пепел, которым медленно, но верно покрывается белое пространство сцены, был жутким напоминанием о событиях 7 октября. В тот момент, когда королева Елизавета (Михаль Вайнберг) выходит с двумя ведрами, на которых написаны имена ее сыновей, и высыпает из них пепел – зрители не могут сдержать вскриков, настолько это близко к нашей реальности. И сцены войны, в которых Ричард играет игрушечными танками и скачет на игрушечной лошади, не в силах понять и принять реальность угрозы, воспринимаются теперь почти как сюжет новостей.
А мне все время спектакля виделся еще один безумный тиран, хотя что там – целая серия тиранов, из другой, не чужой мне страны. Неприметные и неинтересные, не принимаемые всерьез до того момента, когда они сумели обольстить, обмануть, выгнать или убить всех, кто мешал на пути наверх. И уже там, наверху, каждый из них сходит с ума в одиночестве и в страхе, ввязывается в бессмысленную войну, выплясывая танец смерти на карте своей страны.
И теперь совершенно понятно, что Шекспир написал историю про всех, кому кажется, что власть дарит счастье и заставляет тебя любить, поэтому цена не имеет значения. Итай Тиран поставил спектакль про зло, которое расползается, как плесень, пользуясь слабостью окружающих. Евгения Додина сыграла, как нелюбовь, умноженная на гениальность, рождает чудовище, которое ненавидит всех вокруг, и себя на самом деле – тоже. Знаменитую фразу “Коня! Корону за коня!” ее Ричард выкрикивает пронзительным детским голосом, свернувшись калачиком и утопая в черном пепле. Этот всхлипывающий безнадежный крик потом долго стоит в ушах как окончательная кровавая точка этой вечной черно-белой трагедии.
Читайте о других спектаклях театра «Гешер» у нас на сайте:
Ничего святого кроме любви: спектакль по пьесе Меира Шалева в театре Гешер
«Чайка» в театре Гешер : декаданс в четырех действиях и сценах секса