Иерусалимская Опера возвращается с премьерой двух одноактных французских оперетт «Свадьба при фонарях» Жака Оффенбаха и «Неудачное воспитание» Алексиса-Эммануэля Шабрие, 15 и 17 июня в Иерусалиме и в Нетании.
Волшебный мир блеска, сплетен, безответной любви, ревности, полунамеков и обильных возлияний, которые приведут к веселому и увлекательному вечеру со стремительным развитием событий в двух одноактных комических опереттах – в «Свадьбе при фонарях» Жака Оффенбаха и в «Неудачном воспитании» Эмануэля Шабрие в полной сценической постановке в оригинальной режиссуре Ноэми Шлоссер. Это – эпатаж, искрящееся остроумие и новаторство. Музыкальное сопровождение – ансамбль Иерусалимской Оперы под управлением Омера Ариэля.
«Свадьба при фонарях»
«Свадьба при фонарях» («Сокровище Матюрена»; фр.: Le mariage aux lanternes/Trésor à Mathurin) — комическая оперетта в одном действии Жака Оффенбаха.
Премьера состоялась в парижском «Théâtre des Bouffes-Parisiens» 10 октября 1857 года под руководством самого Жака Оффенбаха.
«Свадьба при фонарях» повествует о Гийо (Гильоме), молодом крестьянине, который испытывает теплые чувства к своей кузине – сироте Дениз. В своих чувствах он доверился своему дяде – Матюрену. Гийо неловко, порой грубовато обращается с Дениз, скрывая, таким образом, свои чувства, и доводит этим Дениз до отчаяния. Они оба пишут дяде – он просит у него денег, а она – совета. Две сплетничающие вдовушки-соседки (Катрин и Фаншетта) смеются над глупостью Гийо, но когда он получает письмо от своего дяди, в котором тот раскрывает ему тайну клада, спрятанного под большим деревом, две вдовушки решают завоевать сердце юноши.
В письме же, которое получает Дениз, говорится, что ей суждено найти хорошего мужа под большим деревом, под которым она заснет. Далее – закрученная любовная интрига со скандалами, подложными письмами и тайной старинного клада… Что за сокровище найдут при свете фонарей? Когда Гийо приходит с лопатой и фонариком, он слышит, как Дениз во сне произносит его имя и понимает, что она – и есть то сокровище, которое обещал ему дядя. Гийо и Дениз решают пожениться – к огорчению двух вдовушек.
«Неудачное воспитание»
Сатирическая оперетта «Неудачное воспитание» (Une Education manque, 1879) Эммануэля Шабрие создала композитору репутацию музыкального остроумца и оригинала. Первое исполнение этой оперетты (сам композитор довольно долго представлял свое сочинение как сатирическую оперу-буффа) прошло в театре Boulevard des Capucines под аккомпанемент автора. Следующая постановка была осуществлена в 1913 году, в 1924 году Дягилев предпринял еще одну попытку возродить шедевр Шабрие, а перед Второй Мировой войной оперетту поставили в Opéra Comique в Париже. В дальнейшем «Неудачное воспитание» начали регулярно ставить в европейских театрах с конца 1980-х годов.
В основу сюжета легла анекдотичная история о взаимоотношениях молодой пары сразу же после женитьбы. Французы всегда любили подтрунивать над «неопытными» («неудачно воспитанными») в вопросах семейной жизни, и эти перипетии с юмором и сарказмом высмеивает Шабрие. «В неудачном воспитании» рассказывается о любящей паре только что поженившихся молодых людей, с нетерпением ожидающих первой брачной ночи, но по мере того, как ночь приближается, оба – и жених и невеста – обнаруживают, насколько они невежественны в запутанных интимных вопросах брака. Их неуклюжесть заставит даже всплакнуть – но в шутку…
Жемчужины в руках Наоми Шлоссер
Две эти замечательные и шальные французские оперетты поставила для Иерусалимской Оперы Ноэми Шлоссер, репатриировавшаяся в Израиль четыре года назад из Бельгии, так рассказывающая о своем замысле: «Я была очень взволнована, когда ко мне обратились из Иерусалимской Оперы с просьбой поставить эти две относительно неизвестные в Израиле оперетты. Честно говоря, я даже опасалась: почему эти оперетты ставятся редко? В 2019-м году я ставила для Иерусалимской оперы «Голубку» Шарля Гуно, и уже тогда было понятно, что французские камерные оперы и оперетты – это настоящие жемчужины жанра. И эти жемчужины просто упали мне в руки – осталось их отполировать и принести на сцену. Чтобы усилить трогательный характер персонажей, подчеркнуть их поведение, поступки, саму пасторальную обстановку, я нарядила героев в костюмы птиц, точнее – представила их в виде образов птиц. Например, молодому и упрямому петуху, постоянно хвастающемуся и буквально переполненному тестостероном, сложно продемонстрировать свою любовь к хрупкой нежной голубке, своенравной и в то же время невежественной. Две вдовушки, изголодавшиеся по мужскому обществу (фазаниха и дронт), то ищут любви и флирта, то жаждут денег. Эти птичьи образы позволили мне создать волшебную сказочную обстановку без обычного в этих опереттах деревенского фона. И, конечно, эта задумка отражена и в костюмах, которые мы с художницей Лиат Голан создали для наших пернатых существ».
Ноэми Шлоссер – драматург, режиссер, продюсер – родилась в Антверпене в Бельгии в 1978 году. В 2001 году она окончила Антверпенскую театральную консерваторию. После работы на телевидении и в театральных постановках (победитель Эдинбургского фестиваля с Ontroerend Goed в 2007 году), в 2004 году она основала собственную театральную компанию под названием Salomee Speelt, в спектаклях которой основное внимание уделялось еврейским темам и современным подходам к вопросу о месте личности в обществе. Salomee Speelt выступала на 4 континентах и на 5 языках, сочетая в своих постановка музыку, театр и кино. С 2013 года Ноэми также вошла в состав Оперного коллектива в Бельгии, вместе с которым создала пять постановок.
В 2017 году Ноэми Шлоссер репатриировалась в Израиль и продолжила работу над своим документальным сериалом «Молодежь 1948 года», в котором брала интервью у людей, построивших Израиль и участвовавших в Войне за Независимость. Она также работает в Израильской Опере и преподает в Иерусалимском университете.
В настоящее время Ноэми Шлоссер пишет пьесу «Ундзер Штик / Кошерная ностра» – пьесу на идише о еврейской мафии Нижнего Истсайда перед Первой мировой войной и зарождении профсоюзов в Соединенных Штатах в начале прошлого века.
****
Иерусалим – 15 июня, вторник, в 17:00 и в 20:00 в Доме культуры и искусства «Гейхал ха-Пайс» в Писгат-Зееве.
Нетания – 17 июня, четверг, в 20:30 , «Гейхал ха-Тарбут»
Иерусалимская Опера.
Жака Оффенбах – «Свадьба при фонарях»; Эммануэль Шабрие – «Неудачное воспитание»
Музыкальный руководитель и дирижер – Омер Ариэли. Режиссер – Ноэми Шлоссер.
Исполнители:
Дениз – Шай Яакобович, Гийо – Инбаль Бриль, Катрин – Екатерина Чепелева, Фаншетта – Тали Кецеф, Павсаний – Юрий Кисин, Гревен – Дан Мишо
Исполнение на французском языке с субтитрми на иврите и английском языке.
Спектакль длится около полутора часов без антракта.
В течение этого года, в ноябре, Иерусалимская опера представит в концертном исполнении оперу Верди «Травиата», постановка которой планировалась еще в прошлом году, но из-за пандемии коронавируса была отложена. В постановке «Травиаты» будут участвовать известные солисты из Израиля и из-за рубежа в сопровождении Иерусалимского Симфонического оркестра под управлением Омера Ариэли
Стоимость билетов – 120-150 шекелей.
Заказ билетов на сайте https://culturaccess.com/2-operettes-parisiennes или по телефону 03-9155632
15 июня, вторник, 17:00 и 20:00 – Дом культуры и искусства «Гейхал ха-Пайс» в Писгат-Зееве (ул. Эмануэль Морено. 22)
Заказ билетов в Иерусалиме: касса Bimot, *6226
Или в Доме культуры и искусства «Гейхал ха-Пайс» в Писгат-Зееве: *2912 https://htjer.smarticket.co.il
17 июня, четверг, 20:30 в – «Гейхал ха-тарбут» в Нетании (ул. Разиэль, 4).
Заказ билетов по телефону: 09-8308811 или на сайте «Гейхал ха-тарбут»
Иерусалимская Опера
Иерусалимская опера была основана в ноябре 2011 году с целью создания качественной оперной базы в Иерусалиме и продвижения иерусалимских музыкантов, развития их талантов и совершенствования их способностей. Молодые артисты регулярно проходят различные мастер-классы по музыке и вокалу с музыкантами и артистами международного уровня, участвуют в ежегодных постановках вместе с более опытными коллегами. До настоящего времени силами Иерусалимской оперы было представлено девять полных оперных классических постановок: «Риголетто» (2019), «Голубка» (2019), «Так поступают все» (2018), «Гензель и Гретель» (2018), «Волшебная флейта» (2017), «Севильский цирюльник» (2016), «Мадам Баттерфляй» (2015), «Женитьба Фигаро» (2014), «Дон Джованни» (2013), а также ряд других небольших постановок.