Сегодня в вечернем прайме, в День Независимости, в 21:00 YesДоку покажет фильм о первом и последнем израильском автомобиле. «Сусита» — лошадка, проскакавшая сквозь время, символ молодого Израиля, страны, которую мы не застали и которой уже нет.
Уходящая натура
В истории «Суситы», как в капле воды, отразился весь Израиль, с его романтизмом, упертостью, нахальством, самонадеянностью и желанием во вопреки всему идти вперед, добиваться невозможного.
Как только не назвали это чудо на колесах из пластмассы и дерева: картонной тележкой, пародией на автомобиль, гордостью Израиля и будущим электромобилем. Но время оставляет все определения за бортом истории и мы видим ее конец: пустырь на месте завода в Тират-Кармеле, ржавые останки брошенные где-то на Голанах. Эта уходящая натура преображается в кадрах кинохроники. Вот бодрый Бен-Гурион перерезает ленточку на открытии «автогиганта». Девушки в платьях от «Маскит» заливают пластик и монтируют легкие панели. Этого автомобиля не могло быть, но он случился. «Сусита»-техническое недоразумение, покатилась по дорогам Израиля, с легкой руки журналистов и студентов пробежала десятки тысяч километров по Африке и Европе, оставив свой образ на фотографиях, в фильмах, в воспоминаниях людей.
Сусита: изобретая заново автомобиль
В 60-х годах в Израиле серьезно считали, что страна может стать автомобильной державой. Но выбирая между войной и миром, между пушками и машинками, как в игре, израильские «мальчики» выбрали первое. Израильский автопром в зародыше стал очагом коррупционного скандала, завышенных амбиций и несбывшихся надежд.
Первый «автогигант» на Ближнем Востоке «Отокарс» начинался в подсобке у Ладислава Шнеллера, где он собирал трёхколёсные тачки для доставки. Бизнесмен и авантюрист Ицхак Шубинский увидел в них прообраз будущих израильских машин и партнеры начали изобретать заново автомобиль. И первым делом они поставили его на четыре колеса. Свидетели начала считают, что тогда в Израиле мог появиться электромобиль, который совершил бы революцию в мире. Об этой революции и мечтал Шубинский.
Была ли это настоящая машина? Шубинский, говорят свидетели, сотворил чудо: «Он взял все, что можно, добавил в это салат какие-то ингредиенты и создал машину, которая могла ездить». Но в плане материалов это вообще не была машина: 18 стеклопластиковых деталей, закрепленных на деревянных рейках, с двигателем. Ни о какой безопасности никто не думал. В «суситах» погибли сотни человек.
Но пока партнер Шубинского по бизнесу, промышленник Эфраим Ильин продавал самый странный автомобиль «Суситу» в Колумбию в обмен на кофейные зерна. Ираильский подход «прокатимся и будь, что будет» работал почти безупречно. Первую партию в 100 автомобилей продали в Турцию. Шубинский уже называл себя автомагнатом.
Вся история развивается по сериальным законам Netflix. Конкурируя между собой партнеры, становятся заклятыми врагами. Бизнес рушится. Шубинский и Ильин становятся пешками в руках правительственных структур. Великий и ужасный Пинхас Сапир — самая влиятельная фигура экономики Израиля, министр финансов, решает судьбу «Суситы». В его синхронах цинизм и жесткая правда времени: «Вы думаете, Израиль не смог бы производить автомобили? Мы создаем высокоточное оружие и ракеты и это для нас важнее».
Все это надо видеть и слышать. Сегодня, в 21:00, на YesДоку.