Она сразу попыталась взять нас в плен. «Нет, дорогая, не все так просто. Ты расставляешь слишком коварные сети.» Мы сидим у моря на окраине старого Яффо. Перед нами плещется пронзительно бирюзовое море. Скоро вечер. Жара уже спала. Впереди у нас необычайное приключение и эксперимент «над самим собой». Иммерсивное театральное представление на улицах Тель-Авива – REMOTE Tel-Aviv.
В этом году «ГЕШЕР» собрал для Jaffa Fest самые необычные проекты и превзошёл самые смелые ожидания театралов. Один из них не нуждается в ни в актерах, ни в сцене. Знаменитый «REMOTE X» международного проекта Rimini Protokoll уже состоялся в Берлине, Нью-Йорке, Вене, Мадриде, в Сан-Паоло, Лиссабоне, Авиньоне, в Санкт-Петербурге, в Москве… Мы участвуем в Тель-Авивской версии, созданной по заказу давнего партнера Гешера – фестиваля MART.
REMOTE Tel-Aviv: голос «нечеловека»
В её голосе чувствуется какой-то подвох. Меня смешит эта манера говорить, едва заметно разделяя слова на слоги, а неправильные ударения режут слух. Она словно угадывает мои мысли и, как будто бы извиняясь, признается, что она не человек.
-Что за черт!
У меня в наушниках голос НЕЧЕЛОВЕКА. Для меня и еще около 20-ти моих случайных попутчиков, она служит чем-то вроде навигатора Waize. В это вечер мы сами дали согласие на управление нами, на эксперимент, на участие в прастисипаторном шоу.
-Что? Что? Что?
Партисипаторный: отражение в «Черном зеркале»
Этот неугомонный «ГЕШЕР», истомившись во всевозможных карантинах и став в прямом смысле творческой лабораторией, превратил не только свою сцену и свой театр, но и весь Тель-Авив в экспериментальную театральную площадку.
-Пар-ти-си-па-тор-ный, – я говорю )как робот в моих наушниках) по слогам.
Учите, господа французский. Глагол «партисипэ», на русском значит «участвовать». С REMOTE Tel-Aviv на два часа мы становимся действующими лицами, кем-то вроде актеров, чьи роли не заучены наизусть и заранее не отрепетированы. Мы ведомы невидимым, бестелесным режиссером – искусственным интеллектом. Пока у него женский голос и даже женское имя.
-Мина,- представляется она.
-Здравствуй «Черное зеркало» в реале,- говорю я себе и включаюсь в предложенную игру.
Правила игры: вне сцены
Есть ли правила в этой игре? Да, конечно. Желание видеть, чувствовать, воспринимать и слышать! И я слышу. Слышу город, его дыхание, его ритм, его сиюминутность и его вечность. Немного высокопарно, но на такой лад нас настроила Мина – робот, претворившийся женщиной.
Забегая вперед расскажу – потом она станет мужчиной. Преображение в середине нашего пути претерпевают не только участники, но и невидимые наши проводники. Как это случится, узнаете сами, если решитесь стать участниками REMOTE Tel-Aviv. Но идем дальше – ведь всего, что случилось у нас на пути, не расскажешь, это надо испытать на себе. Робот в наушниках говорит, куда нам идти, повернуть, где остановиться, на что смотреть, и о чем … задуматься. Он сажает нас в переполненный автобус. Пассажиры с удивлением разглядывают наш странный флешмоб в наушниках. Некоторые спрашивают:
-А чего это вы?
Смерть в поисках себя
А мы просто едем в поисках приключений и самих себя. Вот искусственный разум, приказывает остановиться посреди бегущей толпы и задуматься о смерти, представить здесь и сейчас, что произойдет, когда нас больше не станет. Мы замираем. Момент кажется торжественным. Город невероятно красив. Лица попутчиков радостные и просветленные. Но, как и задумано, смысл происходящего мы поймем самом в конце пути.
А пока я удивляюсь и делаю одно за одним открытия. Оказывается старый Яффо гораздо больше, интересней, глуюже, чем я себе представляла. Теперь я знаю, куда пойду в следующий раз. От старого пляжа около Центра Переса – выше по извилистым улицам под пение муэдзинов в строну башни с часами – к киоскам со сладостями и пряностями – через лютеранскую церковь – а потом через площадь «Гешера» с его фонтаном – к старой станции – и дальше по рельсам через стриженные лужайки – в Неве Цедек, всегда неожиданный, всегда разный.
Полет на городом
Голос в наушниках приказывает войти старинный особняк. Поднимаемся вверх по лестнице, пролет за пролетом, через узкие окошки видим черепичные крыши и узкую полоску моря. Вот и крыша. Тель-Авив на закате. Панорама, захватывающая дух. Город дышит, поет, любит, принимает нас такими какие мы есть. Вот и катарсис – полетаем над городом в своем воображении и согласно законам театрального искусства.
***
Rimini Protokoll: В 2000 году художники и режиссеры Хельгард Хауг, Штефан Кэги и Даниель Ветцель основали театральный лейбл Rimini Protokoll и с тех пор используют инструменты театра, чтобы вывести зрителей за границы привычного восприятия мира и помочь им переосмыслить окружающую реальность.
Площадками Remot X были более 50 городов мира.
Спектакль Remote Tel-Aviv: 20.06 в 18:00, точка сбора: Центр Переса в Яффо, Кедем 132. Язык: иврит, русский, английский по выбору. Спектакль будет идти до конца июля.