Кто бы мог подумать, что нынешняя «Аида» в Тель-Авивской опере, поставленная знаменитым оперным режиссером Стафисом Ливафиносом и итальянским дирижером Джулиано Карелла, вызовет такую бурю эмоций в Израиле. Египетская опера Джузеппе Верди, написанная 150 лет назад, на «русской улице» сегодня вызвала ассоциации с трагедией, которую переживаем мы с вами. История о великой любви, предательстве и смерти на фоне войны, произвола и изгнания.
Время фараонов
История Аиды, эфиопской принцессы, влюбившейся в начальника дворцовой стражи египетского фараона Радамеса. Война, вражда, душевные терзания героев, любовный треугольник и ревность – и все это в типичной Вердиевской манере массовых сцен, помпезных хоров и триумфальных маршей и фантастических дуэтов в кульминационные моменты драмы. «Аида» – это пример оперы с непрерывным развитием, где Верди, в отличие от итальянской и французской традиций, создает новый тип драматургии: каждая нота соответствует шагу в развитии сюжета. Оперные номера – арии, дуэты, хоры, церемонии – ведут действие к трагической кульминации, прощальному дуэту Радамеса и Аиды, одной из самых душераздирающих сцен в мировом оперном искусстве.
«Аида» за 30 000$
Грандиозная премьера «Аиды» состоялась 24 декабря 1871 года в Каирском оперном театре. На ней присутствовал весь бомонд, главы государств и представители элиты, но самого Верди там не было. Настоящей премьерой он считал последующую постановку в Милане. Известно, что за «Аиду» Верди запросил гонорар в сумме 30.000 долларов. Контракт был подписан, когда композитор не написал еще ни единой ноты. И все, что заказчик получил, была одна копия партитуры и право первому поставить оперу в Каире. Верди сохранил за собой все остальные права, включавшие отчисления за каждое исполнение, где бы то ни было в мире, и публикацию партитуры и либретто. В Европе в 1870 году 30.000 долларов равнялись сегодняшним 200.000 долларов, так что хедив Египта, заплативший эту сумму, сделал высокую ставку. Надо отметить, что Верди, получив такой гонорар, щедро заплатил своему либреттисту, а также передал часть аванса пострадавшим при осаде Парижа. Также через несколько десятков лет на вырученные от постановок опер деньги, он построил больницу для крестьян и дом для престарелых музыкантов с полным пансионом.
Настоящая история Аиды
В Израиле «Аида» впервые была показана в римском амфитеатре в Кейсарии в июне 1993 года. В 2011-м году – на Масаде в рамках оперного фестиваля. «Аида» первая работа для Израильской Оперы режиссера Стафиса Ливафиноса. Его имя хорошо известно в Греции, на Кипре, в Амстердаме, Монреале, Сантьяго-ди-Чили, Мадриде, Пекине, Брюсселе… Среди его работ такие шедевры театрального и оперного искусства как «Кармен» (Бизе), «Аида» (Верди), «Свадьба Фигаро» (Моцарт), «Идиот», «Бесплодные усилия любви», «Тимон Афинский», «Илиаду», «Агамемнон», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Король Лир», «Смерть Дантона», «Дом Бернарды Альбы», «Гленгарри Гленн Росс»…
«Настоящая история «Аиды», – говорит художественный руководитель Национального театра Греции, Режиссер Стафис Ливафинос, – не имеет ничего общего с ее египетской составляющей. Речь идет о смерти и трагическом финале, а не о египетской морали или законе. «Аида» описывает столь человеческую ситуацию, пронизанную любовью и страстью. Кажется, все уже решено, но главные герои пытаются сражаться наперекор судьбе. Эта борьба с судьбой – экзистенциальный момент, из которого никто не может выйти победителем. В последнем акте «Аиды» Верди показывает, что именно гибель иллюзий – это настоящая человеческая трагедия».
Дирижер нынешней постановки «Аиды», итальянец Джулиано Карелла учился дирижированию в Консерватории им. Джузеппе Верди в Милане и композиции в Консерватории имени Чезаре Поллини в Падуе, а затем совершенствовался в Accademia Chigiana в Сиене. Будучи одним из самых востребованных оперных дирижеров современности, он регулярно выступает в таких престижных театрах, как Немецкая опера в Берлине и Берлинская государственная опера, Баварская государственная опера, в оперных театрах Франкфурта, Штутгарта, Гамбурга, Венской государственной опере, парижской Opera Comique, Марсельской опере, Национальной Рейнской опере в Страсбурге, Опере Нанси, Нидерландской опере в Амстердаме, Опере Монте-Карло, брюссельском театре La Monnaie, Королевском театре Мадрида, барселонском театре Liceu, Королевской опере Копенгагена, театрах Тель-Авива, Лидса, Лиссабона, Детройта, Буэнос-Айреса, Токио, Эссена и Эдинбурга.
«Аида» с субтитрами на иврите
В нынешней грандиозной постановке принимают участие знаменитые оперные певцы из восьми разных стран. Партию Аиды исполнят звезды ведущих оперных сцен Европы сопрано Анна Нечаева и Моника Занеттин. В партии Радамеса на сцену выйдут тенора Леонардо Кайми (певший в Израильской опере в постановке «Манон») и Виктор Антипенко, недавно дебютировавший в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Певицы меццо-сопрано Юстина Грингите и Оксана Волкова исполнят партию Амнерис, а баритоны Йонуц Паско и Димитрис Тилиакос предстанут в роли Амонасро. Корейский бас Инсунг Сим возвращается в Израильскую оперу в образе первосвященника Рамфиса, а король Египта будет представлен Владимиром Брауном и Джошуа Блумом.
Исполняется на итальянском языке. Субтитры на иврите и английском языках. Перевод: Исраэль Юваль.
Продолжительность спектакля: около трех часов, включая один антракт
Опера в четырех действиях на либретто (на итальянском) Антонио Гисланцони.
Режиссер Стафис Ливафинос;
Дирижёр Джулиано Карелла. При участии солистов, Израильского Симфонического оркестра Ришон ле-Циона, хора Израильской Оперы под управлением Асафа Бенрафа и Театра танца «Инбаль».
Оперный театр имени Шломо Лахата – Тель-Авив, бульвар Шауль ха-Мелех 19.
«Аида» в Оперном Театре Тель-Авива до конца недели, 9 июля. Билетов не много, но они пока еще есть.
Среда | 06.07.2022 | 20:00
Пятница | 08.07.2022 | 13:00
Суббота | 09.07.2022 | 21:00
За час до начала каждого представления проходит вступительная лекция продолжительностью около получаса, вход на лекцию для владельцев билетов – бесплатный.
Фотографии – ©Forster
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting
.